Едва появляются какие-нибудь новые формы обучения, новаторы от образования спешат заявить о скором вытеснении школ бизнеса на обочину истории. Несколько лет назад вебинары считались абсолютной панацеей. Казалось бы проблема получения знаний была решена: сиди дома и смотри видео! Сейчас многим энтузиастам буквально сорвало крышу от открывающихся перспектив использования MOOC (massive open online course) для бизнес-образования.
Недавнее исследование, проведенное Университетом Пенсильвании, показывает, кто в действительности является потребителем MOOC. Было опрошено почти 35000 студентов свыше 200 стран, которые пользовались 32 он-лайн курсами Courser’ы.
Вопреки ожиданиям, что он-лайн обучением пользуются все, у кого только есть доступ к интернет (условный «15-ти летний мальчуган из Монголии»), оказалось, что большинство из этих студентов уже было неплохо образовано.
Доступность он-лайн обучения пока значительно не проявилась в странах БРИКС. В Бразилии, России, Индии, Китае и Южной Африке 80% пользователей MOOC относятся к самой богатой, и опять-таки, самой образованной части (6%) населения этих стран. То есть, у пользователей МООС навыки обучения уже сформированы предыдущим, классическим образованием. Они умеют учиться, обладают достаточной степенью самоорганизации для получения фактических знаний.
Однако в бизнес-образовании фактические (декларативных) знания, передаваемые от преподавателя к студенту изначально не считались главной целью программы MBA. Важнее всегда были процедурные (экспертные знания): бизнес-практики, алгоритмы, методики, стратегии принятия решений, которыми слушатели обменивались между собой или творчески создавали в аудиториях бизнес-школы. То же и теперь: можно легко прочитать в интернете, что делать с той или иной бизнес-проблемой, но найти глубокий ответ на вопрос «как делать?» трудно. Тем более, разработать для своего бизнеса «дорожную карту» действий.
Таким образом, объявленная революция МООС пока откладывается. По крайней мере, для бизнес-образования.
ЗЫ. Исследование подтведило раннюю информацию о том, что более 90% подписчиков на курсы MООС, их не заканчивают, то есть используют курсы в ознакомительных или справочных целях. Так, как они уже используются в ведущих школах бизнеса.
Ю.Тазов, президент Российской Лиги МВА
mba.su