Нам показалась интересной идея президента РАБО С.П.Мясоедова провести небольшую дискуссию на тему классификации существующих моделей российских программ МВА, взяв в качестве отправной точки, остроумную классификацию первого президента РАБО Л.И.Евенко. Мы полагаем, что такой разговор крайне полезен, особенно в условиях, когда на рынок выходят разные по составу и качеству программы, которые их создатели нарекают известнейшим брендом МВА.
Свой взгляд на проблему представляет ректор Санкт-Петербургского института менеджмента ИМИСП Сергей Кириллович Мордовин.
«Для начала хотел бы отметить, что любая классификация и типизация субъективна и ограничена. Это всего лишь хорошие инструменты для упрощенной демонстрации, не более того.
Что касается классификации, предложенной реально выдающимся деятелем российского образования Л.И.Евенко, она в полной мере отвечает выше обозначенной цели. Понятно, что авторский экспертный взгляд Леонида Ивановича, несмотря на его очевидные достоинства, был высказан десять лет тому назад. С учетом реалий столь быстро меняющегося мира бизнеса он, разумеется, мог бы быть сегодня существенно скорректирован, но это — прерогатива самого автора.
Полагал бы, что, говоря о современных российских трендах на рынке программ МВА, следовало бы ориентироваться на известные стандарты, например, стандарты АМВА. По сути программа МВА это — фундаментально-базовый ликбез в области управленческого образования для практиков управления, не имеющих соответствующего базового управленческого образования.
Исходя из выше изложенного можно определить три группы программ МВА предлагаемых на российском рынке:
- Программы созданные и реализуемые в рамках международно принятых стандартов. Полагаю, что не более 10% отечественных программ МВА можно отнести этой категории. В остальные программы, близкие к стандарту, но ему не полностью отвечающие поделил бы примерно поровну:
- Вузовская академическая магистратура, называемая МВА исключительно в угоду рынку. Основные объективные недостатки — недостаточная управленческая опытность слушателей, чрезмерный академизм, отсутствие преподавателей -практиков бизнеса.
- «Прикладные» программы с полным отсутствием академического фундамента с упором исключительно на «преподавателей» из бизнеса.
Повторюсь две выше упомянутые категории программ можно отнести к программам МВА с большой натяжкой по разным, но вполне очевидным причинам.
На этом можно было бы и остановиться, но, увы, не позволяет профессиональная щепетильность.
Есть еще два больших сегмента, о которых следует упомянуть:
1. Отечественный рынок буквально перенасыщен мини, микро и проч. эрзац МВА, не имеющими собственно к МВА НИКАКОГО отношения. В данном случае имеем, увы, циничный обман рынка. Понятно, что такие даже самые хорошие программы существенно ниже по уровню по сравнению с МВА. Не случайно, если АМВА видит в списке программ образовательного заведения наряду с нормальными программами МВА такого рода программы, никакой речи об аккредитации любых программ данного провайдера не может быть и речи.
2. Другая группа программ стоящих по сути выше программ МВА это программы ЕМВА. Их тоже не вполне корректно относить к программам МВА, т.к. ни по структуре, ни по продолжительности, ни по перечню дисциплин они совершенно не соответствуют стандартам МВА. Это (при высоком качестве) -тоже весьма фундаментальные программы, но для руководителей-практикой с большим опытом и высокой управленческой позицией. Отсюда и требования к таким программам совершенно другие.
В завершении хотел бы отметить, уверен, что любые управленческие программы, востребованные рынком, безусловно имеют право на существование. Чем больше их будет и чем разнообразнее они будут, тем лучше для бизнеса. А вот все подряд программы продавать под популярным брендом МВА просто аморально с точки зрения бизнес-этики».
Сергей Мордовин, ректор ИМИСП, д.э.н., профессор
MBA.SU