Публикуется впервые, с разрешения авторов
Прошло десять лет со временем публикации в Академии народного хозяйства при Правительстве России монографии Т.И. Заславской, Э.Н. Крылатых, М.А. Шабановой «Новое поколение деловых людей России: социальной портрет, карьера, бизнес-образование» (М. Издательство «Дело» 2007 г.)
В 2017 г. по предложению декана ВШКУ РАНХиГС С.О.Календжяна было принято решение: провести первый тур социологического опроса в ВШКУ с использованием некоторых методологических и организационных положений Проекта АНХ — 2007.
Для этого был создан экспертный совет из числа руководителей бакалавриата и магистратуры, программ MBA, EMBA, DBA ВШКУ РАНХиГС. Председатель Совета Э.Н. Крылатых, ответственный секретарь совета О.Л. Пантелеева.
Цели опроса: изучение мнения слушателей ВШКУ по различным аспектам формирования и развития эффективных бизнес-руководителей, менеджеров и исследователей в экономической сфере современной России.
В опросе участвовали 387 человек, из них 177 слушателей программ дополнительного образования.
Характеристика контингента слушателей: 69% — мужчины, 31% — женщины.
Возрастной состав слушателей достаточно сбалансирован:
- до 25 лет……….8%
- 26 — 30 лет…….22%
- 31 — 35 лет…….25%
- 36 — 40 лет…….30%
- Старше 40 лет..15%
Базовое образование слушателей имеет три основных преобладающих профиля:
- техническое…….43%
- экономическое…34%
- юридическое……13%
- остальные……….10% (медики, психологи, педагоги пр.)
Должностные характеристики слушателей. По результатам опроса выявлена следующая структура:
- генеральные директора и их заместители….25%
- директора, заместители директоров…………25%
- руководители филиалов, подразделений……28%
- менеджеры, специалисты…………………………9%
- другие………………………………………………. 3%
Отношение работодателя к учебе работника предприятия отражено в четырех уровнях:
Можно считать ситуацию с работодателями сложной, но не критической: 61% слушателей имеют моральную, и финансовую поддержку повышению квалификации сотрудников.
Финансовый аспект обучения имеет большое значение для решения повышать свою квалификацию. По результатам опроса выявляется следующая структура оплаты обучения. Сами оплачивают обучение в ВШКУ за счет собственных средств — 67%; обучение оплачивает организация (полностью или частично) — 33%.
Весьма значимыми целями для карьерного роста слушатели считают:
- продолжить и расширить свое образование — 26%
- освоить новые сферы деятельности — 18%
- завоевать лидерские позиции позиции в своем сегменте рынка —17%
- организовать собственный бизнес — 14%
Наиболее значимыми можно считать завоевание лидерских позиций на рынке и организацию собственного бизнеса: третья часть слушателей ставит перед собой такие задачи, увязывая их с обучением в ВШКУ.
Наименьшее число голосов было отдано двум следующим вариантам:
- работать в престижной иностранной компании в России — 6%
- найти работу за рубежом — 2%
Какие внешние обстоятельства и личные причины мешают сейчас Вашей карьере?
В заключение: о самооценке слушателями своей способности и (или) желания быть лидером:
- Я уже лидер в своей компании, но способен на большее — 59%
- Хотел бы стать лидером, но не хватает настойчивости и знаний — 15%
- Хотелось бы стать лидером, чувствую способность — 14%
- Надеюсь развить задатки лидера в результате учебы в ВШКУ —12%
Э.Н.Крылатых
ВШКУ РАНХиГС