Ведущие российские бизнес-школы находятся на пороге нового, качественного этапа в своём развитии. Речь не только о последствиях, вызванных сменой эпохи VUCA эпохой BANI (если последняя реально существует, а не является одной из модных концепций). Представляется, что многие из них достаточно крепко стоят на ногах для того, чтобы уделить серьезное внимание проведению исследований — еще одному ресурсу для повышения качества учебного процесса на МВА и налаживанию более тесных связей с бизнесом.

Мы всегда говорим и пишем, что бизнес-школа генерирует новые знания и совершенствует известные, и это — абсолютная правда. Соединение преподавателя с практикой бизнес-консалтинга со слушателями, представляющими бизнес, дает замечальный сплав знаний и опыта, который помогает бизнесу принимать взвешенные и оптимальные решения. Слушатели бизнес-школ получают эти нужные знания и навыки «здесь и сейчас», и в этом состоит уникальное преимущество бизнес-школ.
Еще одним важным преимуществом бизнес-школ является то, что она собирает в своих стенах людей из разных областей управления; в одной группе учатся представители бизнес-компаний, служащие из госаппарата, социальной сферы и т.д. Это дает возможность использовать различные знания и подходы в создании междисциплинарых проектов. «Школы должны быть центрами междисциплинарности, совместного производства исследований и решений с ключевыми группами заинтересованных сторон», — говорит Ансгар Рихтер, декан Роттердамской школы менеджмента (RSM).
Почему же роль исследований в наших бизнес-школах так незначительна? Кто-то может заметить, что каждый слушатель в индивидуальном порядке, выполняя учебные задания, как раз и исследует свою компанию, и другие исследования ему не важны. Однако, представляется, что подобный взгляд сильно сужает роль бизнес-школы, как «фабрики мысли» для бизнеса.
Для того, чтобы бизнес-школа в полной мере стала такой фабрикой мысли, необходима деятельность по анализу и обобщению знаний. Бизнес-школы различаются по многим параметрам, одним из которых является отношение к исследованиям. Одни подобны бизнес-ПТУ, которые ориентированы на обучение слушателей умению зарабатывать деньги, и рассматривают бизнес исключительно с точки зрения максимизации прибыли. Обучение идет в узкой проекции материала на бизнес-проблемы компании слушателя; роль групповых проектов и обсуждений минимальна, а сами эти проекты не являются междисциплинарными и не предполагают исследовательской компоненты.
В таких бизнес-школах знания и методики находятся только в головах у преподавателей и подаются слушателям как «эксклюзивные». Эффективность таких знаний проверить невозможно, т.к. как правило, они нигде не публикуются, и остаются в багаже отдельных слушателей, без обратной связи. Опыт слушателей и новые подходы, родившиеся в стенах такой бизнес-школы, как правило, не обобщаются, не осмысляются и не становятся достоянием бизнеса. «Ремесленная» бизнес-школа всегда идет вослед за бизнесом, пользуется его наработками, и в глазах общества не занимает места источника новых бизнес-знаний.
″Вопрос, скорее в том, какие формы должен иметь ресёрч, как их организовать и эффективно имплементировать результаты в учебный процесс
Бизнес-школы, которые ведут самостоятельную исследовательскую деятельность, демонстрируют свой высокий профессиональный уровень и, подпитывая бизнес идеями, привлекают его к активному взаимодействию.
На организации исследований завязано много проблем, главной из которых является финансирование. Собственных средств, как правило, не хватает, и платить профессорам помимо контактных часов еще и за научную работу со слушателями просто нечем. Это — объективная реальность. И всё же, некоторые помнят, как еще десять лет назад наиболее развитые бизнес-школы издавали собственные сборники своих трудов в ситуации, не меньшей недофинансированности, чем теперь. Конечно, это были не журналы категории Q1, но и они содержали интересные кейсы, обзоры, и поднимали вопросы, интересные бизнесу.
В мировом бизнес-образовании сейчас принято критиковать бизнес-школы за исследования ради исследований, за так называемую «зависть к физике», что привело некоторых к существенному отрыву от практики. В отечественной практике исторически отрыв произошел по причине, не связанной с исследованиями — из-за нехватки квалифицированных преподавателей бизнес-дисциплин и замены их, во многих случаях, вузовскими преподавателями, не имеющими опыта в бизнесе. Поэтому у нас нет никаких оснований бояться перерастания исследований в самодостаточный вид деятельности, если они получат существенную роль в деятельности школы. Вопрос, скорее в том, какие формы должен иметь ресёрч, как их организовать и эффективно имплементировать результаты в учебный процесс.
Получивший нынче распространение взгляд на новую реальность через призму акронима BANI футуролога Джамаиса Кашио, предполагающий ее хрупкость и нелинейность, вроде бы, отменяет и саму необходимость в каких бы то ни было исследовательских работах — мол, они устареют еще до публикации. Это, конечно, сразу снимает многие вопросы и облегчает жизнь, т.к. ничего сделать на перспективу невозможно.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
Cергей Мухин
MBA.SU