Сергей Кравцов, MBA.SU
Аналитический центр «Эксперт» провел очередное исследование глобальной видимости российских бизнес-школ. В этом году авторы справедливо ушли от определения «рейтинг», т.к. сопоставимо измерить обозначенные факторы невозможно. Факторы, которые авторы выделяют, как влияющие на видимость бизнес-школ на зарубежных рынках бизнес-образования: престижные мировые аккредитации, авторитетные зарубежные рейтинги, программы двух дипломов и исследовательские публикации по управленческой тематике в научных журналах разного уровня.
С последним фактором — публикациями — дело обстоит следующим образом. Ни для кого не секрет, что в крупных университетах, имеющих в своем составе бизнес-школы, исследования и публикации вообще трудно разделить по принадлежности (можно записать всё в актив бизнес-школы или университета, в зависимости от задачи), поэтому этот критерий кластеризации не работает. С остальными критериями можно согласиться.
Получение аккредитаций «первого уровня», открывает путь к участию российских бизнес-школ в мировых рейтингах, другое дело, какие места они там могут занять. Например, давно участвующие в рейтингах коллеги из Восточной Европы, в рейтинге «Financial Times» занимают места 70+. Так, у польского Университета Козьминского («тройная корона») — 74 место, у словенской Школы экономики и бизнеса Университета Любляны («тройная корона») — 83-е, а например, в американском рейтинге «US news world report» их вообще нет.
Тем не менее, крупным университетам, перед которыми поставлена задача повышения своей международности и есть амбиции засветиться в международных рейтингах, эта грандиозная задача по плечу. Тем более, что в скором будущем аккредитацию AACSB кроме ИБДА РАНХиГС предсказуемо получат еще ВШМ СПбГУ, ВШБ КФУ и ШБиМК МГИМО.
Продвижение на международный рынок бизнес-образования через аккредитации и мировые рейтинги, важно не только из-за престижа — российские бизнес-школы рассчитывают на мощный приток студентов из дальнего зарубежья, несопоставимый с тонким ручейком магистров и бакалавров, приезжающих по обмену. Будущее покажет, насколько эти надежды обоснованны.
Второй критический момент, касается выводов «Эксперта» в отношении будущих траекторий продвижения бизнес-школ/институтов/факультетов/университетов, находящихся за пределами тройки-пятерки крупнейших университетов. Приведенный список «Бизнес-школы, активно продвигающиеся на международном рынке», включает в себя все бизнес-школы, заметные на внутреннем рынке. Безусловно, зачислить всех оптом в активные продвиженцы есть некоторая натяжка. Выводы о потенциальной возможности международного продвижения были сделаны вне контекста целей бизнес-школы по выходу на международный уровень (если такие есть) и реальных возможностей по их достижению. Далеко не все пойдут дальше аккредитации АМВА или расширят круг реальных зарубежных партнеров.
Изначально получение аккредитации АМВА для большинства бизнес-школ рассматривалось в качестве инструмента набора на внутреннем рынке и рынке СНГ; цель заполучить себе международных студентов из дальнего зарубежья не ставилась. Они и сейчас используют эту аккредитацию, как подтверждение высокого качества, исключительно в целях маркетинга внутри страны. Это понятно: организовать полноценную программу МВА с обучением на английском языке сложно, да и дорого, особенно если приглашать зарубежных преподавателей. Это равносильно радикальной перестройке деятельности всей школы. В связи с нехваткой ресурсов для небольших государственных и частных бизнес-школ траектория продвижения на международные рынки будет консервативной — поддержание аккредитации АМВА.
Перед российскими бизнес-школами стоят амбициозные задачи, реализация которых потребует огромных ресурсов и средств. Недавнее усиление российских позиций в управляющих структурах AACSB (член Совета директоров AACSB — директор ИБДА РАНХиГС, президент РАБО Сергей Мясоедов) и EFMD (вице-президент EFMD — декан Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Валерий Катькало), несомненно, сыграет в этом свою положительную роль.
С.Кравцов
MBA.SU