Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


14.08.2021 / Юрий Левин, ректор
Источник: МШУ "Сколково"

Глобальное образование: как трансформируется бизнес-образование под влиянием пандемии

Глобальное образование: как трансформируется бизнес-образование под влиянием пандемии

Образование во всем мире уже не первый год претерпевает фундаментальную трансформацию, создавая некий вакуум, в котором новым игрокам зачастую не хватает компетенций, а традиционные учреждения не всегда успевают за современными трендами.

Тренд первый

Явный тренд заключается в том, что образование ушло в онлайн, хотя сама по себе концепция «смешанных форматов» не нова. Совмещение традиционных занятий в классе и современных методов обучения берут свое начало с 1960-х годов: когда мы стали использовать аудио- и видеокассеты, затем телевидение и наконец Интернет. Однако, экспоненциальный рост начался в 2011 году после запуска массовых онлайн-курсов пионерами отрасли - Стэндфордским университетом и MIT (micromaster's degree), а затем такими агрегаторами, как Coursera и Edx. Сегодня онлайн-форматы и инструменты дополненной реальности с голографическими профессорами становятся естественной нормой обучения.

Тем не менее, я остаюсь реалистом и убежден, что, уходя в онлайн, чрезвычайно важно сохранять живые формы взаимодействия и проектную работу. Основная проблема с онлайн-форматами, на мой взгляд, состоит в сложности адекватного восприятия другого человека. Как я люблю говорить, Zoom не передает тонкий слой. Даже с видео мы многое из невербальной коммуникации упускаем, а для человека, как существа социального, личная коммуникация в любом процессе крайне важна.

Тренд второй

Основной же тренд в образовании вообще и в бизнес-образовании, в частности, - быстрорастущий запрос на индивидуализацию образовательных траекторий, то есть на создание так называемого персонализированного трека, разработанного образовательным архитектором с помощью искусственного интеллекта на основе углубленного анализа данных каждого отдельного человека и его предпочтений, способностей и профессиональных целей, а также тенденций развития бизнес-процессов.

Это путь для тех, кто учится непрерывно каждый день на протяжении всей жизни (англ. life-long learning). Сегодня в мире, где бизнес-процессы постоянно меняются, а новые знания больше не укладываются в рамки одного курса, это стало очевидной необходимостью.

Платформы персонализированного непрерывного обучения будущего будут объединять в себе качественно новый набор участников - от самих обучающихся, профессоров и архитекторов треков обучения до видеографов, инженеров ИИ (искусственного интеллекта) и аналитиков данных. Такие экосистемы включают в себя не только образовательные программы, но и менторство, коучинг, микрообучение, проектную работу и постоянный p2p-нетворкинг (англ. peer-to-peer, равный к равному).

Тренд третий

Немаловажный тренд состоит в том, что с каждым днем знания все быстрее устаревают. Это значит, что для того, чтобы оставаться востребованным на рынке труда, человеку необходимо не только регулярно обновлять свои знания, но и понимать, какие компетенции будут востребованы завтра. Задача хорошей бизнес-школы - всегда быть на шаг впереди, формируя рынок актуальных знаний и навыков и предоставляя своим слушателям компетентное преимущество в бизнесе.

Тематики, связанные с новой экономикой, цифровой трансформацией, устойчивым развитием и социальным предпринимательством начинают переплетаться и требуют от бизнес-школ все большей гибкости в форматах. Уже сейчас для многих учащихся запрос сдвигается от классических форматов MBA в сторону профессиональных мастерских программ.

В этом смысле большую популярность приобретают направления подготовки так называемых функциональных лидеров - то есть не просто управленцев, а профессионалов, владеющих как технической стороной процессов, так и операционной. Например, программа MMA (Master of Management Analytics) готовит именно таких функциональных лидеров, умеющих не только работать с данными, но и использовать аналитику в бизнесе и при принятии управленческих решений. Запрос на таких специалистов во всем мире растет с каждым годом и будет продолжать расти по мере ускоряющейся повсеместной цифровизации.

Эти три тренда в ближайшее десятилетие будут задавать повестку всем образовательным учреждениям, давая мощный импульс для трансформации из продукто-ориентированной бизнес-модели к клиентоцентричному подходу. Само обучение станет персонализированным и непрерывным, учитывающим запросы учащихся и доступным с любой точки мира в любое время. А фундаментом для бизнес-образования будут оставаться лидерство, эффективные коммуникации, принятие решений на основе данных, цифровая грамотность, этика и стратегия.

Источник: МШУ "Сколково"


Наш комментарий

1. Формулировка "образование ушло в онлайн" представляется слишком общей. Бизнес-образование включает как курсы повышения квалификации,так и программы МВА, между которыми солидная дистанция. Если короткие курсы, направленные на передачу знаний, легко переводятся в онлайн, то МВА/ EMBA и DBA - плохо, т.к. предполагают непосредственное (оффлайн) общение опытных людей.

2. Вопрос о том, что более востребовано "для многих учащихся", классические MBA или профессиональные мастерские программы, является более чем дискуссионным. Молодым менеджерам с небольшим практическим опытом скорее подойдут профессиональные мастерские программы, менеджерам и предпринимателям с хорошим опытом в бизнесе - МВА/ EMBA. Кроме того, нет таких профессионально необходимых знаний, которых бы не было в программе МВА.

3. В мире существует множество разнообразных концепций лидеров будущего, какие из них станут более популярными, решит время. На наш взгляд, "функциональный лидер" - это нонсенс. Лидер не должен быть менеджером с суперкомпьютером вместо мозга и быть сверхспециалистом во всех областях бизнеса. Для этого есть профильные специалисты. А дело лидера - определять стратегию, вдохновлять. И, конечно, чутьё лидера  ("чуйку", как говорят в бизнесе), быструю и эффективную реакцию на меняющиеся условия, никто не отменял. Но этому нельзя научить в бизнес-школе.)

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования