■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
■ ОБЗОР ТЕМАТИКИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ВЫПУСКНИКОВ ЕМВА SIBE РАНХиГС
Участники онлайн-программ платят за себя сами
Близится осенний набор на программы ДПО - дополнительного профессионального образования (к которому по закону относится и МВА). Позитивный настрой на обучение призваны создать результаты исследования Ассоциации менеджеров (АМ) и образовательной компании Ultimate Education, включающей онлайн-школы. Результаты опубликованы на сайте одного из организаторов (АМ) и растиражированы ведущими СМИ.
Сообщается, что было опрошено более 100 российских компаний + 1000 "студентов и выпускников программ ДПО". Названия компаний не раскрываются, тем не менее, речь, видимо, идет, в основном, о крупных или очень крупных компаниях, т.к. 67% из них имеют свои корпоративные университеты, учебные центры или собственные СДО.
СМИ сделали акцент на увеличение образовательного бюджета и сообщили, что 27% российских компаний увеличили бюджет на обучение сотрудников в текущем году. В том, что треть опрошенных компаний (около 30-ти) увеличила бюджет нет ничего экстраординарного - крупные компании всегда думают о росте потенциала своих работников и имеют на это бюджеты. Не менее показательным является то, что больше половины (55%) таких компаний оставило его на прежнем уровне, а каждая пятая (18%) - сократила.
Ответы представителей крупных компаний интересны, но не дают общей картины по рынку программ ДПО в целом, поскольку компаний-участников этого рынка значительно больше ста - в некоторых исследованиях фигурирует список из РБК-500. Наиболее познавательна, на мой взгляд, часть исследования, содержащая ответы физических лиц.
Следует отметить, что судя по ответам, студенты и выпускники программ МВА в опросе не участвовали, т.к. суммы, потраченные ими на обучение, не могут покрыть годичного взноса по оплате программы МВА. Так, респонденты потратили на обучение в 2023 году:
- 33% - от 100 до 200 тысяч рублей
- 25% - от 50 до 100 тысяч рублей
- 23% - до 50 тысяч рублей
- 12% - свыше 200 тысяч рублей
То есть, речь в исследовании идет о средне- и краткосрочных онлайн-программах, что логично, учитывая профиль организатора опроса. Этот вывод косвенно подтверждают и другие данные: 100% респондентов за год закончили обучение (47% - одна программа, 53% - две или три).
Опрос студентов и выпускников онлайн-программ ДПО показывает, что компании не склонны тратить средства на обучение своих сотрудников - только 8% респондентов обучение оплатила компания, остальным (92%) пришлось брать кредиты. Такая картина не слишком кореллирует с ответами компаний о наличии бюджетов на обучение, видимо, это разные аудитории.
Перспектива продолжения самофинансирования обучения на следующий год привлекает не всех физических лиц - результат опроса показывает снижение почти в три раза числа желающих брать кредиты на обучение - "35% респондентов не готовы в ближайшем будущем брать кредиты или рассрочки на свое образование".
Ответы на вопрос об отношении компаний к дипломам онлайн-программ, важный для организаторов опроса, в целом не вызывает отторжения у представителей компаний, хотя больше половины к ним относятся нейтрально.
"Компании относятся положительно":ф излица - 22%; представители компаний - 35%
"Компании относятся нейтрально": физлица - 33%; представители компаний - 52%
"Компании относятся отрицательно": физлица - 3%; представители компаний - 2%
Это не удивительно, поскольку в большинстве случаев дело касается краткосрочных программ, а не программ уровня МВА. Там отношение может быть иным.