Этим полуутверждением-полувопросом пестрят заголовки статей, оно дежурно звучит из уст экспертов на промо-мероприятиях онлайн-обучающих компаний, замаскированных под круглые столы или конференции. Между тем, ответ прост: потому, что «классических» программ МВА не существует!
Кто-то из экспертов может проявить эрудицию, и вспомнить, что фактически первая программа МВА (тогда — Master of Commercial Science) появилась аж в 1902 году, и на этом основании потребовать немедленного помещения современных программ МВА в музей древностей. Такие попытки, кстати, уже предпринимались профессорами заштатных западных университетов с целью обретения популярности, или, как теперь говорят, ловли хайпа. Но мы лишим их радости реформаторов «морально устаревшей» программы МВА на том простом основании, что с тех пор программа МВА много раз менялась и продолжает меняться на наших глазах.
Мы сами, и многие наши друзья и коллеги, закончившие МВА в разные годы, имеем возможность сравнивать программы МВА разных лет. И можем авторитетно заявить, что программы МВА пяти-восьми летней давности сильно отличаются от современных. Да, господа журналисты, преподаватели бизнес-школ не сидят на Олимпе, уткнувшись в книги Друкера и Котлера, 1990-2000 годов издания. Они сами, а также благодаря своим слушателям, находятся в самой гуще современного бизнеса, его подходов, методик и новаций.
Поэтому довольно бесполезными являются дискуссии, например, о соотношении курсов «хард» и «софт», которые должны содержаться в «осовремененной» программе МВА — бизнес это соотношение корректирует постоянно, через своих менеджеров, которые приходят на занятия в бизнес-школы.
Столь же бесполезны неумеренная экзальтация по поводу «стремительной цифровизации» бизнеса, и уверения почтеннейшей публики в том, что «цифровые компетенции», возможно получить только на онлайн-программах МВА в онлайн же школах. Как будто это какое-то сакральное знание, доступное только избранным! Бог с вами, дорогие изобретатели «новых» МВА: как известно, специалисты из бизнеса беспрепятственно преподают во многих образовательных учреждениях, и любые новации свободно проникают в учебные аудитории бизнес-школ. Может быть лучше поговорить о том, не ГДЕ, а КАК учить современных менеджеров?
Александра Хомякова
MBA.SU