В статье «Почему предпринимателю не нужны бизнес-планы» (Ведомости, 26 августа) автор Варвара Гранкова пишет следующее:
«Представьте, что вы предприниматель на распутье. Вы хорошо поработали над созданием новой платформы и чувствуете, что пора вывести ее на рынок. Но венчурный инвестор заявляет: вы не получите дополнительных инвестиций, если у вас не будет четкой стратегии выхода на рынок и конкретного плана действий. Стоит ли к нему прислушаться?
Эрик Рис в книге «Бизнес с нуля» объясняет: доработка продукта совместно с клиентами приведет вас к успеху скорее, чем написание бизнес-плана. Ту же мысль Стив Бланк и Боб Дорф высказывали в книге «Стартап. Настольная книга основателя»: главная задача любого стартапа — найти перспективную возможность, а это можно сделать только опытным путем, который невозможно заранее описать в стратегии. Обе книги советуют предпринимателю создать «минимально жизнеспособный продукт», чтобы как можно раньше получать от клиентов обратную связь».
***
Комментарий:
Вот всегда говорю, не надо смешивать мух и котлеты! Тогда и не будут возникать подобные странные умозаключения и тем более, такие заголовки. Приведенные мнения гуру предпринимательства ничуть не отрицают необходимость бизнес-планирования, они просто на другую тему.
Всякому, кто учился на МВА (а кто не учился — советую это сделать) очевидно, что любой бизнес начинается с тщательной проработки продукта/ услуги. Конечно, вместе с теми, кому он предназначается. А когда все подготовительные этапы завершены и потребуются инвестиции, тогда уж будьте любезны оснастить свое предложение финансовыми и маркетинговыми стратегиями. Инвестор не глуп и хочем быть уверенным, что инвестиции в новый продукт принесут прибыль.
Вывод и предложение: учиться бизнесу нужно основательно и не по газетным статьям. Идите на МВА и будете разбираться во всех его тонкостях. А о том, что бизнес-планы не нужны предпринимателю, пусть пишут те, кто предпринимательством не занимается. Они так скоро и таблицу умножения объявят необязательной.
Сергей Кравцов
MBA.SU