Портрет потребителя

В рамках исследования для составления портрета потребителя программ MBA были проанализированные данные анкет ведущих игроков рынка, принявших участие в исследовании.

Средний возраст обучающихся на программах MBA по результатам анкетирования бизнес-школ составил в 2018 году 34,1 года, на программах EMBA — 38 лет, на программах DBA — 42 года. Минимальный средний возраст обучающихся на программах MBA характерен для Центра «Бизнес и маркетинг» ФММС ИУРР РАНХиГС — 29 лет. Наибольший средний возраст среди обучающихся на программах MBA характерен для City Business School — 39 лет.
По сравнению с 2017 годом средний возраст обучающихся на MBA незначительно увеличился (34 и 34,1 лет соответственно).

Средний опыт работы студентов, обучающихся на программах MBA в опрошенных бизнес-школах, составляет 7,4 года, на программах EMBA — 10,7 лет, на программах
DBA — 14 лет. Наименьший управленческий опыт работы характерен для студентов программы MBA бизнес-школы УрФУ — 3 года, наибольший — для ИМЭБ РУДН (15,2 года), школы бизнеса и международных компетенций МГИМО (12,5 лет) и Высшей школы бизнеса НГУЭУ (12,5 лет).

Средняя доля мужчин среди слушателей программ MBA в школах, предоставивших свои анкеты, составляет 59,5%, EMBA — 74,1%, DBA — 88,3%. Наибольшая доля женщин среди слушателей программ MBA характерна для Центра «Бизнес и маркетинг» ФММС ИУРР РАНХиГС — 75%, наименьшая — для Высшей школы бизнеса ГУУ — 19%.

Наибольшая доля собственников бизнеса среди слушателей MBA программ у бизнесшколы НГУЭУ (40%), наименьшая среди слушателей программ MBA Высшей школы бизнеса ГУУ.

Наибольшая доля топ-менеджеров среди слушателей программ MBA характерна для ИМЭБ РУДН (75%), наименьшая — среди ВШБИ НИУ ВШЭ (7%).

Наибольшая доля линейных менеджеров среди слушателей программ MBA характерна для EMAS (32%), наименьшая для ВШФМ РАНХиГС (5%).

Наибольшая доля стартаперов среди слушателей MBA-программ характерна для Moscow Business School (20%), наименьшая у программ MBA «Военмех» БГТУ.
РБК Исследования рынков