В период экономики знаний успех в бизнесе связан с эффективным управлением талантами и знаниями работников и клиентов. Конечно, знания и навыки важны все больше, но еще более важно умение думать, анализировать, находить выход в любой ситуации, быть свободным от стереотипов прошлого опыта. О том, что дают слушателям разные формы МВА, специально для www.begin.ru рассуждает Людмила Мургулец, вице-президент Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге.
Как Вы считаете, какая форма обучения на программе МВА сегодня пользуется наибольшим спросом в мире?
Все форматы программ МВА имеет свою аудиторию. Программы full-time MBA, дистанционные программы MBA, Executive MBA – это не товары-заменители, а продукты, удовлетворяющие различные потребности людей. Несколько лет назад наблюдался спад интереса к программам full-time, связанный, в частности, с различными ожиданиями слушателей и рекрутерами, но сейчас ситуация меняется и популярность становится стабильной. С развитием технологий, а также с большим распространением этого формата дистанционные программы становятся все более эффективными – и начинают цениться как среди студентов, так и среди нанимателей. Востребованность программ EMBA также растет и очень быстрым темпом. Эти программы заполнили уникальную нишу – возможность обучения для тех, кто имеет большой опыт в бизнесе и хочет продолжать работать, в то же время осмысливая накопленный опыт.
Насколько востребованы сегодня дистанционные программы МВА (в чистом виде и в симбиозе с другими формами обучения)?
Они востребованы и в чистом виде, и особенно в сочетании с работой в реальном режиме. Новые технические возможности (например “виртуальные классы”) и уже большая привычность этих программ способствует их распространению, и это хороший способ пополнить свой багаж знаний для людей, обладающих большой самодисциплиной и дефицитом времени. Это очень эффективный метод обучения, так как дистанционные учебные программы обычно более стандартизованы, меньше зависят от качества и доступности хорошего преподавателя. Так, у нас в школе один блестящий шведский преподаватель по финансам записал свою программу, так как у него не было времени и желания часто ездить в другие страны. Теперь блестящий курс финансового менеджмента можно проходить много раз, повторяя невозможные для быстрого понимания показатели и формулы. Кроме того, обычно дистанционные программы дешевле по издержкам для школы и для студентов.
Слушатели дистанционных программ получают знания, но их опыт и полученные навыки и возможности отличаются от того, что получают участники других программ. По опросу студентов Стокгольмской школы экономики, одним из самых важных факторов привлекательности обучения в школе является возможность работать в команде, расширять свой круг общения и обмениваться опытом с другими участниками группы. Непосредственное общение «лицом к лицу» имеет тот эмоциональный и энергетический компонент, который пока невозможно передать технически.
Вы согласны с утверждением, что только full-time MBA – это настоящее бизнес-образование? И может ли традиционная full-time-программа длиться один год вместо традиционных двух?
Нет, бизнес-образование бывает разным. Главная характеристика образования – изменение качества мышления. В десятке лучших программ full-time MBA есть программы продолжительностью как один, так и два года. Что лучше? Обычно программа одного года более «дженералистская», обобщенная, обучающая основам анализа ситуации и принятия решений. За два года удается дать больше дополнительных знаний, взаимосвязей разных предметов между собой. Кроме того, в 2-летних программах больше внимания уделяется развитию лидерских качеств и предпринимательству. Так, программа в HBS, с которой я имела счастье близко познакомиться в прошлом году, буквально «натаскивает» своих студентов на решении разнообразных кейсов. Навыки оценки бизнеса и анализа различных сценариев его развития становятся отработанными до автоматизма. Это прекрасно для молодых людей, у которых еще недостаточно своего опыта в бизнесе и в жизни.
Сейчас наступил период экономики знаний, где успех в бизнесе связан с эффективным управлением талантом и знаниями работников и клиентов. Конечно, знания и навыки важны все больше, но, на наш взгляд, еще более важно умение думать, анализировать, находить выход в любой ситуации, быть свободным от стереотипов прошлого опыта. Знания очень быстро меняются и устаревают. Вспомните, что мы считали абсолютно верным 5–10 лет назад? А верно ли это сейчас? Думаю, что наши знания устаревают даже в течение одного года. Поэтому мы используем провокационный способ обучения, который заставляет наших слушателей думать самостоятельно, принимать разные точки зрения и мнения, реализовывать свой лидерский потенциал.
За последнее время претерпела ли какие-либо изменения такая форма обучения, как Executive MBA?
Нет, принципиально формат не изменился. Для всех программ МВА и EMBA увеличивается значение личностного роста и раскрытия лидерского потенциала. Опыт зрелых людей в ЕМВА показывает, что только хорошего образования и специальности еже недостаточно. Важность для программ EMBA приобретает предпринимательство как способ инновационного мышления. Развитие творческих способностей, ответственности за принятые решения, формирование готовности к риску и неожиданным поворотам становятся все актуальнее во всех программах МВА, но особенно это актуально для взрослых и опытных людей. Они уже понимают, как важно управлять своей жизнью, личной эффективностью и хотят научиться этому. Для эффективного обучения у них уже есть жизненный опыт. Еще одна тенденция привнесена глобализацией. Теперешним людям бизнеса придется работать с представителями разных национальностей, в разных странах и в условиях разных культур, поэтому так важно становится изучение кросскультурных различий.
Как Вы считаете, какая форма обучения в западной бизнес-школе оптимальна для российских руководителей?
Это очень зависит от личных целей, приоритетов и возможностей каждого. Кроме того, это зависит от финансовых и временных ресурсов. Самый важный вопрос – это вопрос географического приоритета. Для работы в России лучше всего получать образование в России, но это образование должно быть на уровне лучших мировых стандартов.
Вы можете дать прогноз – как будут меняться формы обучения на программах МВА и какие из них будут пользоваться наибольшим спросом?
Принимая решения об обучении на программе МВА, формате, времени, школе и т.д., поступающие выбирают свой набор приоритетов, предполагаемых результатов, затрат как материальных, так и нематериальных, соответственно все формы обучения имеют свои перспективы. Если говорить об Executive Education в целом, все большую актуальность приобретают Advanced Management Programs, позволяющие руководителям получить в сжатые сроки глубокое понимание отдельных аспектов управления от лучших специалистов в этих областях.
При этом лидерство, инновационное мышление, предпринимательство становятся самыми важными разделами всех программ МВА.
Эффективное обучение менеджменту в настоящий момент связано с «обучением действием» (action learning) и процессным подходом, когда программа сфокусирована на конкретную личность, команду и бизнес-слушателей. Это должны быть не абстрактные знания и кейсы, а живой опыт анализа себя, своего окружения и деятельности – опыт принятия решения и действия в условиях реальной жизни.
begin.ru