Преподаватели вузов в России оказались психологически не готовы к тому, чтобы обучать дистанционно, сообщает Минобрнауки со ссылкой на совместное исследование с институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
Опрос провели среди 33 987 преподавателей, что составляет около 15 процентов от общего числа профессорско-преподавательского состава в России. 85,7 процента опрошенных сказали, что у них стало меньше свободного времени и сложилось впечатление об увеличении рабочей нагрузки. 66 процентов респондентов сообщили, что им не нравится работать из дома, а 34 процента указали, что у них дома нет места для комфортного ведения занятий.
87,8 процента педагогов заключили, что очный формат занятий — лучше.
«Преподаватели организационно готовы к переходу на дистанционные форматы обучения, однако психологически не принимают столь резкий разрыв с традиционным очным обучением. Скептический настрой к происходящему обусловлен как особенностями преподаваемых дисциплин (технические и экспериментальные), так и консервативными взглядами на природу обучения», — считают авторы исследования.
Ранее ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов прогнозировал, что пандемия коронавируса изменит подходы к образованию в мире. В частности, он говорил о том, что устаревший формат лекций может исчезнуть, на смену ему придут удобные и более мобилизующие онлайн-курсы.
Наш комментарий:
Не будем обвинять преподавателей в косности и ленности, у них есть своя правда. И многие из них чувствуют, что эффективность дистанционного обучения будет ниже очных занятий.
Дистанционно можно изучать естественно-научные дисциплины. Парикмахерские или кулинарные курсы — отлично. А вот врача или руководителя научить не получится. Финансы — пожалуйста, менеджмент (т.е. управление людьми, а не роботами) — нет.
У нас всё обычно развивается кампаниями. Если кукуруза — то сажать вплоть до Полярного круга, если цифровые технологии — то даёшь цифру повсеместно. И неважно, что немногие понимают, что это означает практически, главное — поймать тренд. Вот и сейчас много разговоров о том, что-де «мир никогда не будет прежним и образование уйдет в онлайн». Желающим бежать впереди паровоза и изображать из себя оракулов, можно было бы посоветовать умерить полёт фантазии. Жизнь покажет, что исчезнет, а что останется. Пока что факт — только 10% студентов Coursera закачивают обучение в дистанционном формате. И еще: способ доставки контента никогда не станет определяющим там, где речь идет о совместной генерации нового знания. В бизнес-образовании, например.