РБК опубликовал статью «Старая система бизнес-образования рушится: зачем школам ВДНХ и мини-курсы», основанную на трендах, выявленных Русской школой управления. Заголовок что надо, несмотря на старый, изъеденный молью нарратив о «конце МВА», внимание публики привлекает. А вдруг кто-то, прочитав этот материал, и впрямь решит, что «старой» системе бизнес-образования пришел конец.
Давайте разбираться. Во-первых, очевидно, что говоря о ВСЕЙ системе бизнес-образования, коллеги говорят только о рынке корпоративного обучения, причем — коротких курсов и программ; для выявления трендов развития всего российского бизнес-образования у них просто не хватает данных.
То, что имеется виду только рынок корпоративного обучения по коротким программам, подтверждает следующее высказывание: «Компании теперь не просто хотят отправлять сотрудников учиться. Они хотят, чтобы те во время обучения решали задачи их бизнеса». Во-первых, компании если и тратят деньги на обучение своих сотрудников, то исключительно на короткие курсы, а не, скажем, на MBA. Корпоративные программы МВА сейчас вообще далеко не массовое явление.
Во-вторых, целью бизнес-обучения всегда являлся выход на решения задач бизнеса, поэтому никакой новизны в этом нет. Но во время учебы сложно решать какие бы то ни было прикладные задачи. Это можно делать, если речь идет о коротком курсе для корпоративной группы, нацеленной на конкретную задачу конкретной компании. А в группе, набранной с открытого рынка, решать текущие задачи всех компаний участников никак не получается.
Еще один пассаж: «Клиенты хотят не просто получить общие знания, они хотят узнать, как эти знания можно применить в их сфере бизнеса или области деятельности». И это, на наш взгляд, сложно это назвать новым трендом. Так всегда и было, начиная с 90-х! Никогда клиенты бизнес-школ не стремились к чисто академическому знанию. Бизнес-образование вообще стоит на том, что это практикоориентированное образование, направленное на решение конкретных бизнес-задач.
В отношении бОльшего интереса бизнеса в последнее время именно к отраслевым коротким обучающим программам. Представляется, что он всегда присутствовал. Вероятно, практика РШУ говорит об этом, но можно ли распространить этот тренд на весь рынок? Вопрос в масштабах интереса к программам отраслевой направленности. И раз уж тут разговор идёт о корпоративном обучении, интересно обратиться к масштабному исследованию МШУ Сколково «Как изменится рынок корпоративного обучения руководителей крупных компаний в 2022-2023 гг.»
Экспертный опрос был проведен среди представителей крупных российских компаний с численностью сотрудников более 1000 человек. Большая часть опрошенных: HR-, T&D-, L&D-руководители департаментов, занимающихся развитием сотрудников.
Вот некоторые результаты. По мнению представителей компаний, наиболее востребованными компетенциями сотрудников являются следующие.
Как видно, это отнюдь не отраслевые компетенции. Фокус внимания руководителей на диаграмме ниже обращен на вопросы, также общие для любого бизнеса.
Результаты этого исследования не очень бьются с исследованием, на которое опираются авторы статьи в РБК, говоря о новом, отраслевом тренде. Видимо, его нужно рассматривать в рамках одной или нескольких бизнес-школ, занимающихся короткими курсами и программами.
Приведенные соображения не исчерпывают все аспекты статьи, но на мой взгляд, уже достаточно противоречат тезису о разрушении системы бизнес-образования. Ее столько раз пытались хоронить, а она, пожалуй, еще всех нас переживет. Любая система не является застывшей, тем более, бизнес-образование, которое постоянно обновляется. Поэтому деление на старое и новое, в принципе, некорректно. Впрочем, наверное, возможны и другие мнения, буду рада, если другие бизнес-школы выскажут свое мнение.
Александра Хомякова
Александра Хомякова
MBA.SU