Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), г. Москва
— Важнейшая проблема состоит в том, чему учить людей в условиях быстрого устаревания знаний и феноменальной скорости изменений внешней среды.
Индустриальная эпоха закончилась, и модель бизнес-школы, выработанная для этой эпохи, перестает работать. Другая сложность в том, что преподаватель бизнес-школы в идеале должен иметь фундаментальную подготовку в профильной области знаний, опыт ведения бизнеса и владеть андрагогическим мастерством.
Еще не создан механизм формирования контингента таких людей. У нас он отсутствует, западный — перестал работать.
Александр Баринов, ректор АНО «Калининградский институт международного бизнеса», г. Калининград
— Основная проблема — отсутствие квалифицированных преподавателей. Бизнес-образование находится посередине академической науки и практики. Хороший практик не всегда хороший преподаватель и наоборот. Этими вопросами необходимо заниматься на государственном уровне.
Наталья Евтихиева, генеральный директор РАБО, г. Москва
— Слушатели все чаще предъявляют требования по уровню раздаточных материалов и их качеству, а также по наличию этих материалов в электронном виде. Многие преподаватели не хотят передавать свои разработки в электронном виде кому-либо. Также важно отсутствие гомогенности аудитории —
за высокие деньги берут всех желающих, не делая разделения на группы по статусу и уровню понимания программы, а также зачастую нарушая требования к поступающим.
Людмила Свиридова, декан отделения Высшей школы менеджмента Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ, г. Нижний Новгород
— Необходима более широкая специализация Executive МВА, создание базы учебников и учебных кейсов, адаптированных к российскому бизнесу, использование современных IT в реализации программ МВА. Также нужно наладить обмен преподавателями бизнес-школ в рамках РАБО и Ассоциации преподавателей МВА и осуществлять государственный патронат ведущих бизнес-школ для формирования глобального бизнес-пространства для российского менеджмента.
Анна Денисова, директор Института делового администрирования и бизнеса Финансовой академии правительства РФ, г. Москва
— Существуют три проблемы: содержание, организация и участники образовательного процесса. Содержание подготовки должно обеспечивать опережающее развитие бизнеса, что достигается использованием активных форм обучения: решением кейсов, проведением тренингов, работой над проектами. Слушателям программ важно понимать, что они не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса.
Владимир Горшенин, декан международного факультета ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск
— БО в России находится в начале кривой своего жизненного цикла и переживает все свойственные этому этапу болезни. Сейчас происходит хаотичный рост различного рода бизнес-школ, которые продают под названием МВА сомнительные продукты (например, «МВА за 24 часа»). Для продажи
программ, в которых используется эта аббревиатура, школа должна иметь соответствующую лицензию.
Елена Бешкинская, первый проректор по стратегическому развитию и маркетингу Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», г. Москва
— В законе «Об образовании» нет даже определения бизнес-образования. Сегодня система БО расплывчата, состав ее участников — пестр. Деятельность ряда школ не сертифицируется, а качество не регламентируется. Не определены задачи бизнес-образования. Не выработана национальная политика «обучения в течение всей жизни». Не включены активно в процесс работодатели. Отсутствует система мер, стимулирующих их обучать сотрудников по краткосрочным программам.
Известия, № 168, 10 сентября 2008 г.