«Российское бизнес-образование в кризис: куда движемся, что делать?» — так была сформулирована тема круглого стола Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), который состоялся 19 июня 2015 года в Российском университете Дружбы народов.
Открывая круглый стол, президент РАБО, проректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА), профессор Сергеей Мясоедов сформулировал следующие риски бизнес-образования в условиях экономического кризиса:
- На глобальном рынке происходит перераспределение: спрос на программы MBA сокращается, на другие образовательные форматы — возрастает. В связи с этим программы бизнес-школ становятся все более нишевыми.
- Обмен санкциями не способствует международному сотрудничеству в области образования.
- Процесс реформирования российской образовательной отрасли (в том числе слияние университетов) негативно сказывается на положении бизнес-школ с авторскими программами.
В этих условиях многие российские бизнес-школы начинают проявлять интересоваться новыми для себя форматами, например, первым высшим образованием. Как российские бизнес-школы реагируют на изменение среды?
1. Меняют форматы
Бизнес-школы на Западе давно превратились в индустрию: у них есть технические дидактические компненты и сервисное сопровождение, — полагает профессор МГИМО Владимир Буренин. В России же получили распространение авторские учебные программы, именно поэтому школы оказались так уязвимы в процессе слияния университетов. Надо осознать, в чем собственно состоит природа нынешнего экономического кризиса, в чем его «драйверы», и тогда станет ясно, какие именно изменения следует вносить в программу школ.
Эти изменения уже вносятся, заявил ректор Санкт-Петербургского международного институт а менеджмента (ИМИСП) профессор Сергей Мордовин: «Мы удаляем из программ MBA все, что не нужно среднему бизнесу, и оставляем только практически необходимые инструменты. Вопросы экономической теории и стратегии присутствуют в программе Executive MBA, но не MBA».
2. Осваивают новые технологии
Ответ на вопрос «Что делать?» зависит от парадигмы — от того, как именно мы оцениваем контекст, считает ректор Международного института менеджмента ЛИНК профессор Сергей Щенников. Что касается инструментальных вопросов, то один из резервов состоит в активном использовании электронных средств обучения. Однако при этом надо четко понимать предназначение электронных форматов6 далеко не все инструменты, бытующие на массовом рынке, могут быть применены в практике бизнес-школы.
3. Выходят на рынки Азии
Директор бизнес-школы Московской финансово-юридической академии Каталин Мари Забелина сообщила, что школа начала сотрудничество с международным образовательным агентством, которое продвигает школу на образовательном рынке Южной Азии — в Индии и Бангладеш. Первая группа студентов из Индии (30 человек) приступит к учебе в Волгоградском отделении МФЮА в октябре 2015 года — это будет магистерская программа. Следом ожидается прибытие группы слушателей бизнес-школы в рамках годичного курса по менеджменту. Кроме того, бизнес-школа ведет переговоры об открытии своего представительства в Стамбуле.
Гендиректор Школы бизнеса «Синергия» Григорий Аветов рассказал, что школа также движется в азиатском направлении: открыт филиал бизнес-школы в Дубае (ОАЭ).
E-xecutive.ru