ИБДА на своем сайте официально объявил о своем моратории на участие в российских рейтингах бизнес-школ. Мы с уважением относимся к решению ИБДА, однако позволим себе немного порассуждать о рейтингах без эмоций.
Когда бизнес-школа говорит, что она «больше не участвует» в рейтингах, получается, что раньше она каким-то образом участвовала. Как и в какой форме могло происходить такое участие? Скорее всего, бизнес-школа просто сообщала своим выпускникам о начавшемся анкетировании. Теперь не сообщит.
В двух самых известных рейтингах (журнала «Секрет фирмы» и MBA.SU/ Известия) основой являются результаты анкетирования выпускников. Конечно, слабым местом отечественных рейтингов являются размеры выборок. Об этом, в частности, шел разговор на Круглом столе «Российские рейтинги бизнес-образования: объективные методики и субъективный выбор», проведенном Российской Лигой МВА в апреле с.г.
У этой проблемы есть лишь одно решение — большая открытость бизнес-школ и их желание давать обществу больше объективной информации о себе самих. Хотя бы о реальном числе выпускников МВА, ЕМВА. Или о реальных доходах выпускников. Или о реальном карьерном росте ПОСЛЕ окончания (часто бывает, что карьерный рывок произошел ДО обучения, а не ПОСЛЕ). В жизни же происходит наоборот — увлеченные конкурентной борьбой за слушателя, бизнес-школы сами склонны скрывать или преукрашивать реальную информацию о своей работе.
Говорят, что зарубежные рейтинги более объективны, чем российские. Теоретически, это возможно. Но в рейтинге FT, например, российские бизнес-школы не участвуют. Если это не так — пусть кто-то покажет рейтинг 2010-2011 гг. с участием российской бизнес-школы. Зарубежные партнеры некоторых российских школ в них участвуют, но согласимся: это не одно и то же.
А вот рейтинг EDUNIVERSAL.COM показывает не качество обучения в бизнес-школе, а всего лишь степень известности названия той или иной российской бизнес-школы аудитории ректоров зарубежных бизнес-школ. Т.е. те российские ректоры, которые регулярно присутствуют на международных конференциях по бизнес-образованию, дают своим школам гораздо больше шансов стать узнаваемыми. Вообще же, эти зарубежные эксперты Россию знают плохо; утрируя, на уровне «по улицам ходят медведи, мужики пьют водку из самовара». Какая тут объективность?
Теперь о том, как технически выполнить подобный мораторий. Например, можно разослать своим выпускникам инструкцию не участвовать в анкетировании. Но, во-первых, это будет манипулированием мнением выпускников. Во-вторых, выпускники большинства бизнес-школ — люди достаточно независимые и принудить их тем или иным действиям не так-то просто. Известно например, что Высшая школа бизнеса МГУ всегда дистанцировалась от рейтингов. Однако, ее выпускники активно участвовуют в анкетировании и обеспечивают своей alma mater высокие места в рейтингах.
Многие бизнес-школы были не удовлетворены своими местами в рейтингах. Понятно, что у каждой из них свои представления о табели рангов, часто базирующиеся НА ОТСУТСТВИИ объективного знания о качестве учебного процесса и удовлетворенности выпускников в других бизнес-школах. Поэтому каждая из бизнес-школ «первой десятки» считает себя достойной занять место в первой тройке.
При всех издержках процесса создания российских рейтингов, путь к объективности, как кажется, должен быть другим — не путем начала военных действий, а путем большего сотрудничества и открытости.
Владимир Коваленко
mba.su