Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


24.08.2010 / Владимир Правоторов
Источник: Begin Group

Бизнес на стаже


Cколько лет, по Вашему мнению, должен составлять опыт управленческой деятельности для получения бизнес-образования?

1 год

8,5%

2 года

17,1%

От 3 до 5 лет

41,5%

Более 5 лет

15,8%

Опыт не требуется

17,1%

В опросе приняли участие 82 посетителя сайта www.begin.ru.

Основная часть посетителей сайта, принявших участие в опросе (41,5%), полагает, что опыт управленческой деятельности, необходимый для получения бизнес-образования, должен составлять 3-5 лет. При этом более четверти участников опроса (25,6%) считают, что 1-2 летний стаж в управлении вполне достаточен для того, чтобы дополнительное бизнес-образование оказалось эффективным, а 17,1% участников придерживаются точки зрения, согласно которой наличие опыта в управлении не является обязательным условием и требованием для получения бизнес-образования. Стаж управленческой деятельности более 5 лет является оптимальным для прохождения дополнительного бизнес-обучения по мнению 15,8% участников опроса.

Таким образом, большинство посетителей сайта, принявших участие в опросе, являются сторонниками «послеопытного (post-experience)» бизнес-образования, предполагающего ориентацию бизнес-школ на слушателей, имеющих определенный стаж управленческой деятельности. При этом актуальным для участников опроса является и «доопытное (pre-experience)» бизнес-образование, ориентированное на слушателей, не имеющих практического опыта в управлении. Присутствие значительного числа сторонников как «доопытного», так и «послеопытного» образования среди потенциальных слушателей бизнес-школ, наряду со значительным разбросом мнений в отношении стажа управленческой деятельности, оптимального для получения бизнес-образования, свидетельствуют о важности учета критерия наличия опыта в управлении, как для бизнес-школ при выборе стратегии позиционирования на рынке, так и для потенциальных слушателей, осуществляющих выбор школы бизнеса или образовательной программы для собственного обучения.

Комментарии экспертов:


Тазов Юрий Анатольевич, директор по маркетингу, президент Российской лиги МВА

Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

Хотя в составе учебных групп на программах МВА ведущих российских бизнес-школ менеджеров без управленческого опыта итак немного (10-15%), мне представляется, что для эффективного обучения на МВА нужно иметь не менее 2-3 лет управленческого стажа. При этом, необязательно возглавлять компанию, достаточно руководить департаментом, отделом, группой. Если мы провозглашаем, что МВА готовит управленцев и делает это с опорой на их практический опыт, то должны установить требования по управленческому опыту. Это пойдет на пользу всем, поскольку поднимет качественную планку занятий и приведет к более интересному составу учебных групп. Вообще, на критику отечественного МВА со стороны масс-медиа, которая сейчас распространилась повсеместно, мы должны отвечать только повышением качества образовательного процесса. В частности, ужесточением входных требований. Введение требования наличия управленческого опыта - одно из них.

Согласно данным весеннего набора текущего года, среди поступивших в ВШМБ АНХ основную долю (44%) составили слушатели, имеющие опыт управленческой деятельности от 3 до 10 лет, доля слушателей, для которых опыт в управлении не превышает 3 лет - 35%. Наиболее опытные менеджеры с опытом 10-15 лет и выше составили 14% от общего числа поступивших, а слушатели без управленческого опыта - 7%. В течение последних пяти лет в нашу бизнес-школу поступают все более молодые менеджеры, эта тенденция характерна для всех бизнес-школ. Соответственно, сокращается и средняя величина управленческого стажа, которым обладают слушатели.



Павлов Дмитрий Леонидович, директор по развитию и внешним связям

Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП)

Если говорить о дополнительном бизнес-образовании (а не о первом высшем образовании в области менеджмента), то, очевидно, что, чем продолжительнее, глубже и уникальнее управленческий опыт слушателя, тем короче и органичнее будет путь от восприятия предлагаемого материала к его творческой переработке, адаптации к отраслевой ситуации и приоритетным задачам организации, в которой работает слушатель, применению новых знаний, умений и навыков на практике.

Для слушателей программ Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) в отношении опыта управленческой деятельности в кризисный и посткризисный периоды наблюдается некая «поляризация» - выпадение «классического среднего звена». Среди слушателей увеличилась доля имеющих незначительный управленческий опыт (или не обладающих таковым), а также тех, кто, напротив, к моменту поступления на обучение уже приобрел серьезный опыт в бизнесе. Эта тенденция объяснима: первые инвестировали в образование, не имея возможности найти работу, которая бы их устроила, стараясь не терять времени даром, они шли учиться (в большинстве своем - на семейные сбережения или на деньги родителей: family money); вторые - достаточно ровно и устойчиво проходили кризис, имели средства на развитие, сохраняли мотивацию к обучению.


Игорь Иванович Дюков, директор по дипломному проектированию
Стокгольмская школа экономики в России (SSE Russia)

Для получения бизнес-образования наличие опыта управленческой деятельности является необходимым и обязательным, так как основы бизнес-образования на сознание, не затронутое опытом собственной управленческой практики, лягут лишь частично. Дело в том, что в процессе обучения знания передаются не только от преподавателя к слушателю, но также и в направлении от слушателя к слушателю. Обмен опытом в ходе общения с сокурсниками является важным аспектом бизнес-обучения. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты наших исследований, регулярно проводимых с поступившими на обучение в Стокгольмскую школу экономики в России — наиболее важными факторами, от которых, по оценкам слушателей, зависит эффективность обучения, являются уровень подготовки преподавателей и опыт практической деятельности одногруппников. Именно эти два фактора делят между собой первое и второе места по значимости для слушателей.

На мой взгляд, опыт управленческой деятельности, необходимый для бизнес-обучения, должен составлять не менее трех лет — этот срок требуется для приобретения минимального управленческого опыта. При этом оптимальным является опыт управленческой деятельности от пяти лет и выше. За этот срок возможно приобрести необходимый элементарный багаж для дальнейшего инвестирования в управленческие бизнес-проекты.
Наличие опыта  управленческой деятельности не менее пяти лет является обязательным требованием к  поступающим на обучение в Стокгольмскую школу экономики в России, при этом бизнес-школа лишь в исключительных случаях идет на уступки. У большинства слушателей программ бизнес-школы опыт управленческой деятельности превышает 5 лет.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования