Независимый эксперт №1 по MBA в России
EN
Авторизация
24.03.2010
Источник: begin.ru

Изменение спроса на бизнес-образование в Москве и Санкт-Петербурге в 2009 году

В динамике спроса на бизнес-образование в Москве и Санкт-Петербурге в 2009 году наблюдались следующие основные тенденции.

 

Число поступивших и общее количество слушателей


 Спрос на бизнес-образование характеризовался сокращением – для преобладающей части бизнес-школ, представители которых приняли участие в исследовании (17 бизнес-школ), количество поступивших в 2009 году уменьшилось по отношению к 2008 году, также для преимущественной части бизнес-школ (15 школ) общее количество слушателей в 2009 году уменьшилось по отношению к 2008 году.

 Средний относительный показатель снижения количества поступивших составил 25,1%, при этом максимальный показатель достигал 60%, средний показатель сокращения общего числа слушателей – 19,7%, максимальный показатель достигал 47%.

 Сопоставление средних темпов снижения числа поступивших и общего количества слушателей бизнес-школ в 2009 году свидетельствует о том, что, помимо сокращения набора, в ряде школ наблюдался уход слушателей, начавших обучение по программам бизнес-образования.

 Таким образом, динамика спроса на бизнес-образование в России в условиях кризиса отлична от общемировой – в России кризис вызвал снижение спроса на бизнес-образование в 2009 году, тогда как в мире востребованность бизнес-образования характеризовалась увеличением.

 Данное различие в значительной мере связано с разницей форматов программ МВА, востребованных целевой аудиторией в России и странах Запада. Так, если в западных странах наибольшим спросом пользуются программы full-time MBA, обучение по которым требует перерыва в карьере, то в России наиболее востребованы программы part-time MBA и Executive MBA.

 В 2009 году на мировом рынке спрос на программы Executive MBA характеризовался значительным снижением (на уровне 25%), на программы part-time MBA около половины бизнес-школ в мире сократили набор слушателей. В данном контексте изменения спроса на бизнес-образование, наблюдаемые в России, в целом соответствовали общемировым тенденциям.

 Востребованность различных программ бизнес-образования

 Среди различных образовательных программ, предлагаемых бизнес-школами, в 2009 году значительно возросла востребованность краткосрочных бизнес-программ, а также программ второго высшего образования и магистратуры.

Наиболее значительное снижение спроса наблюдалось на программы МВА. Также преобладающая часть бизнес-школ сократила набор на программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и языковые курсы.

 Наблюдаемые изменения в востребованности различных программ бизнес-образования свидетельствуют о том, что в условиях кризиса для целевой аудитории приоритетную значимость приобрел фактор времени, в связи с чем возросла востребованность краткосрочных бизнес-программ, также повысились требования к качеству и фундаментальности бизнес-образования, которые, вероятно, среди многих представителей целевой аудитории в большей мере ассоциируются с программами магистратуры и второго высшего образования, чем с программами МВА.

 

Спрос на различные специальности в рамках программ бизнес-образования


 Среди различных специальностей, представленных в рамках программ бизнес-образования бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга, в 2009 году возросла востребованность следующих направлений:

  • продажи
  • международные отношения и внешнеэкономическая деятельность
  • финансовый менеджмент.

Рис.5 Динамика количества поступивших на различные специальности по про-

граммам бизнес-образования в Москве и Санкт-Петербурге в 2009 г. по

отношению к 2008 г., %


 

  В то же время на такие специальности, как: недвижимость и строительство, IT и телекоммуникации, банки, производственная деятельность, управление персоналом, спрос понизился, о чем свидетельствует преобладающая доля бизнес-школ, сокративших набор по данным профессиональным направлениям в 2009 году по отношению к 2008 году.

 Изменения востребованности различных специальностей в рамках программ бизнес-образования отражают некоторые основные тенденции динамики кадрового рынка в условиях кризиса.

 

Востребованность различных форм бизнес-обучения


 В условиях кризиса в 2009 году в преимущественной части бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга отмечалось сокращение набора слушателей по всем формам обучения, обусловленное общим снижением числа поступивших по отношению к 2008 году.

 При этом более трети бизнес-школ, представители которых приняли участие в исследовании, отметили смещение спроса в сторону модульной формы обучения, что в значительной мере связано с предоставляемой возможностью бесконфликтного совмещения полноценного рабочего дня и обучения. В условиях кризиса в 2009 году потребность в таком совмещении существенно возросла.

 Относительно небольшая востребованность дистанционной формы обучения во многом связана с ограниченностью предложения бизнес-школ – только 5 школ из числа участвовавших в исследовании предоставляют возможности дистанционного обучения для своих слушателей.

 

Изменение контингента поступивших в бизнес-школы


 В отношении контингента поступивших на обучение в бизнес-школах Москвы и Санкт-Петербурга в 2009 году произошли следующие изменения.

 Для основной части бизнес-школ, участвовавших в исследовании (13 школ), в 2009 году сократился набор специалистов без руководящих функций, при этом число менеджеров среднего и высшего звена среди поступивших на программы бизнес-образования, напротив, увеличилось по отношению к 2008 году (по 15 школ соответственно). Число владельцев компаний среди слушателей программ бизнес-образования в основной части бизнес-школ (12 школ) не изменилось.


Снижение показателей набора специалистов без руководящих функций связано главным образом с вызванными кризисом финансовыми затруднениями.

 Позитивная динамика количества менеджеров среднего и высшего звена среди поступивших на обучение свидетельствует об активизации в период кризиса потребности в профессиональном развитии и повышении уровня профессиональной квалификации у многих представителей данных статусных групп.


 На стремление к бизнес-обучению владельцев компаний кризис оказал меньшее влияние по сравнению с представителям других статусных групп. Притом в рамках данной группы в 2009 году наблюдалась реструктуризация спроса, проявившаяся в смене предпочтений одних бизнес-школ другим. Об этом свидетельствует тот факт, что около трети бизнес-школ, участвовавших в исследовании, отмечали сокращение числа владельцев компаний среди поступивших; и такой же частью бизнес-школ, напротив, зафиксировано увеличение числа владельцев компаний среди поступивших на обучение.

 Кроме того, представители бизнес-школ отмечали увеличение доли слушателей мужского пола, которая на некоторых программах составляет 100%. Таким образом, во время кризиса количество женщин, получающих бизнес-образование, уменьшилось более существенно, чем количество мужчин.

 

Действия, предпринятые бизнес-школами в 2009 году для привлечения целевой аудитории и продвижения образовательных программ.


 В условиях сокращения спроса на бизнес-образование бизнес-школы Москвы и Санкт-Петербурга оказались перед необходимостью существенного усиления внимания к вопросу привлечения целевой аудитории. Одними из основных действий, предпринятых бизнес-школами в данном контексте, явились следующие.

 Изменения в программах бизнес-образования

 Преобладающая часть бизнес-школ, принявших участие в исследовании (15 школ), в 2009 году разработала и ввела новые образовательные программы.

В числе открытых новых программ бизнес-образования:

  •  международный менеджмент
  • оценка бизнеса и управление стоимостью компании
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и некоторые другие.

 Отдельно необходимо отметить открытие принципиально новой программы краткосрочного обучения Selected Executive MBA (SEMBA) Высшей школой корпоративного управления АНХ. Основной задачей данной программы является предоставление практикующим менеджерам возможности совершенствовать свои профессиональные компетенции по наиболее актуальным учебным курсам программы «Евроменеджмент – МВА для руководителей».

 В условиях кризиса наблюдалось повышение востребованности узкоспециализированных программ, в связи с чем бизнес-школами введены такие программы, как:

  • управление персоналом
  • международный бизнес и финансы
  • предпринимательство
  • управление здравоохранением
  • лидерство в организации
  • развитие организации, и некоторые другие.


Рис.6 Действия, предпринятые бизнес-школами в 2009 году в отношении переч-

ня предлагаемых образовательных программ, %




*в связи с наличием возможности выбора нескольких вариантов ответа общая сумма превышает 100%.

 

 Некоторые бизнес-школы, участвовавшие в исследовании (5 школ), в 2009 году частично отказались от действовавших программ. В числе таких программ: МВА в области логистики, управления информационными системами, банковского дела и финансов. Основным фактором закрытия данных программ явилась их недостаточная востребованность целевой аудиторией.

 Также экспертами – представителями бизнес-школ отмечалось закрытие программ антикризисной направленности, связанное с появлением на рынке огромного количества предложений по антикризисным программам, зачастую не очень качественных и недобросовестных, в результате чего доверие к подобным программам снизилось и спрос на них сократился.

 

Значительная часть бизнес-школ, участвовавших в исследовании (12 школ), в 2009 году не осуществляла каких-либо корректировок в отношении перечня программ бизнес-образования. Основными факторами сохранения неизменным действовавшего перечня программ явились сохранение высокой востребованности данных программ, а также подтвержденность эффективности всех программ многолетней практикой.

 Действия бизнес-школ в отношении содержания программ бизнес-образования

 Основная часть бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга, представители которых приняли участие в исследовании (13 школ), в 2009 году не предприняла существенных изменений в содержании программ бизнес-образования. Данный факт соответствует общемировой тенденции, согласно которой крупные участники мирового рынка бизнес-образования не проводили качественных изменений в структуре или содержании образовательных программ, связанных с кризисом.

 Отсутствие изменений в содержании образовательных программ аргументировано главным образом тем, что технология, содержание и практические результаты предлагаемых программ бизнес-образования должны быть адекватны любой динамике рынка, в том числе и кризисной. Антикризисный аспект и другие нововведения могут вноситься конкретным преподавателем в рамках того или иного курса, при этом общее содержание и структура программы должны оставаться неизменными.

 Третья часть бизнес-школ, участвовавших в исследовании, в рамках изменений содержания образовательных программ провела корректировку структуры программ:

  • в структуре программ бизнес-образования усилился акцент на модульных формах обучения. Данный формат позволил расширить географию слушателей,
  • обеспечить возможность обучения для жителей удаленных регионов
  • в рамках модульной формы обучения наблюдалась тенденция к сокращению продолжительности модулей за счет увеличения их числа и частоты проведения.

 Данные действия позволили повысить качество бизнес-образования и обеспечить лучшее усвоение материала за счет более частого взаимодействия с аудиторией. В отношении кейсов многие бизнес-школы отошли от подачи традиционных кейсов в сторону антикризисных практик. В 2009 году увеличивалась представленность такой формы занятий, как круглые столы, транслирующиеся через Интернет.

Бизнес-школы усиливали практическую направленность программ бизнес-образования за счет увеличения количества часов для практикоориентированных форм обучения: мастер-классов, мастерских и др.

 Расширился круг дисциплин, предлагаемых слушателям на выбор, за счет сокращения числа обязательных дисциплин. В частности в число курсов, предлагаемых на выбор, переведены дисциплины:

- финансовый лизинг

- маркетинг промышленных товаров

- физика и метафизика бренда

 В некоторых бизнес-школах изменения в структуре бизнес-программ проводятся ежегодно, они обусловлены стремлением к совершенству и не являются каким-либо образом связанными с кризисом.


Рис.7 Действия, предпринятые бизнес-школами в 2009 году в отношении содер-

жания предлагаемых образовательных программ, %



*в связи с наличием возможности выбора нескольких вариантов ответа общая сумма превышает 100%.


Также третья часть бизнес-школ, участвовавших в исследовании, в 2009 году ввела новые дисциплины в программы бизнес-образования. Были проведены нововведения в рамках традиционных дисциплин, в числе которых:

- современные инструменты фондового рынка

- антикризисное управление

- управление персоналом в условиях кризиса

- социальная ответственность бизнеса

- финансовый контроль

- менеджмент в здравоохранении

- стратегические финансы и инвестиции

- страховой бизнес

- риск-менеджмент

- коммерческая оценка эффективности проекта

- психология управленческих компетенций и другие.

Усилена практическая направленность программ бизнес-образования, в рамках которой внедрены инновационные нововведения:

  • комплексные деловые игры – современный интерактивный метод обучения, обеспечивающий возможность одновременного решения комплекса задач: обучение работе в группе и принятию решений в группе; принятие решений в условиях жесткой ограниченности во времени и под давлением; развитие комплексного восприятия процессов, происходящих в организации; практическая отработка полученных в процессе обучения знаний.
  • мастерская – современный интерактивный метод обучения, в рамках которого группа численностью до 10 человек по плану, разработанному руководителем мастерской, выполняет реальные практические задания, связанные с анализом текущей ситуации и тенденций развития основных областей менеджмента. (Предусматриваются 3 аудиторные сессии каждой мастерской, в промежутках между которыми слушатели самостоятельно организуют групповую работу и получают консультации руководителя мастерской.).
  • введены мастер-классы, посвященные мировому финансовому кризису
  • усилено внимание к возможностям формирования индивидуального плана обучения


 Некоторые бизнес-школы, участвовавшие в исследовании (4 школы), в 2009 году предприняли изменения в отношении сроков обучения по предлагаемым образовательным программам. Данные изменения касались предоставления слушателям возможности самостоятельного выбора продолжительности обучения сверх установленного минимума в зависимости от индивидуальных потребностей. При этом минимальные сроки обучения по программам не изменялись в связи с требованиями, предъявляемыми к программам, аккредитованным Международной ассоциацией MBA, а также действующими в России образовательными стандартами.

 Незначительная часть бизнес-школ, участвовавших в исследовании (2 школы), изменила формат предлагаемых образовательных программ. Данные изменения касались:

  • разделения комплексных программ МВА на отдельные блоки краткосрочных
  • программ (предложения своеобразного МВА-конструктора)
  • развития дистанционной формы обучения по электронным учебникам и видео-
  • лекциям, предоставления слушателям возможности участвовать в онлайн-семинарах и конференциях;

 Бизнес-школы не проводили исключения учебных дисциплин из образовательных программ, при этом расширился круг дисциплин, предлагаемых слушателям на выбор, за счет сокращения числа обязательных дисциплин. В частности, в число курсов, предлагаемых на выбор, переведены дисциплины: Финансовый лизинг, Маркетинг промышленных товаров, Физика и метафизика бренда и некоторые другие.

 Изменения в ценовой политике

 Подавляющее большинство бизнес-школ, представители которых участвовали в исследовании (23 школы), в 2009 году не проводили изменений в ценовой политике, сохранив уровень цен на программы бизнес-образования, соответствующий ценам 2008 года. Основным фактором отсутствия повышения цен явилось опасение потерять целевую аудиторию в связи с общим снижением спроса на бизнес-образование в условиях кризиса. При этом многие бизнес-школы уже в 2010 году планируют увеличить цены на программы бизнес-образования.

 Многие школы осуществили модернизацию системы оплаты за обучение в сторону повышения гибкости этой системы, в частности, обеспечив слушателям возможность оплаты программы помодульно или в соответствии с индивидуально разработанным графиком платежей.

 Незначительная часть бизнес-школ (5 школ) в 2009 году предприняла повышение стоимости обучения по предлагаемым программам бизнес-образования.

 Основными задачами повышения цен явились следующие:

  • обеспечение необходимых корректировок инфляционных процессов (в этом случае повышение стоимости составило лишь несколько процентов от прежней стоимости обучения)
  • сокращение финансовых потерь бизнес-школы, обусловленных уменьшением количества слушателей на предлагаемых образовательных программах (в этом случае происходило весьма существенное повышение стоимости – более 40%, однако такая ситуация является на текущий момент скорее исключением на фоне общей картины рынка).

  Действия бизнес-школ в отношении методов привлечения целевой аудитории Преобладающая часть бизнес-школ, принявших участие в исследовании, в 2009 году усилила внимание к вопросам привлечения слушателей и продвижения образовательных программ.

 Большинством бизнес-школ (16 школ) была предпринята модернизация методов продвижения программ бизнес-образования. Одними из основных направлений совершенствования методов продвижения стали следующие:

 • Активное использование и развитие интернет-технологий:

  • усиление внимания к интернет-рекламе за счет сокращения расходов на продвижение в печатных СМИ
  • совершенствование концепции сайта бизнес-школы, в частности в сторону развития возможностей интерактивного общения с руководителями программ и кураторами проектов
  • полный переход на интернет-продвижение
  • развитие event-направления:
  • выставок и семинаров, увеличение числа региональных выставок
  • совершенствование организации дней открытых дверей, проведение мастер-классов в рамках дней открытых дверей
  • усиление индивидуальной ориентированности программ бизнес-образования и методов их продвижения:
  • акцент в продвижении на современных методиках и формах обучения, сориентированных на индивидуальную работу с каждым слушателем
  • привлечение топ-менеджеров к продажам образовательных программ ключевым клиентам в рамках корпоративного сегмента
  • полный переход на индивидуальный маркетинг.

 Пятая часть бизнес-школ, участвовавших в исследовании, в 2009 году разработала и реализовала новые для себя методы продвижения образовательных программ, в числе которых, в частности, следующие:

  • разработка и внедрение программ лояльности для выпускников и слушателей в связи с тем, что до 60% слушателей приходят в бизнес-школы по рекомендациям знакомых и коллег – выпускников программ бизнес-образования.
  • налаживание сотрудничества со сторонними компаниями, осуществляющими поиск и привлечение слушателей на программы бизнес-образования, заключение агентских договоров о наборе слушателей на программы.
  • разработка и внедрение программ беспроцентного банковского кредитования слушателей, в частности, предоставляющих возможность внести оплату за обучение в рассрочку – в течение года, ежемесячно осуществляя небольшие выплаты по кредиту.

 Рис.8 Действия бизнес-школ в отношении методов привлечения целевой

аудитории в 2009 году, %


*в связи с наличием возможности выбора нескольких вариантов ответа общая сумма превышает 100%.

Аспекты, важные для деятельности бизнес-школ в посткризисный период, пониманию которых способствовал кризис

Одними из ключевых предпосылок успешной деятельности бизнес-школ в посткризисный период являются следующие:

  • обеспечение адекватного понимания рынка запросов – постоянное отслеживание изменений контингента слушателей, их потребностей и предпочтений. Изучение круга потенциальных клиентов, постоянное их информирование об изменениях и нововведениях в программах. Поддержание постоянных контактов с клиентами
  • поддержание высокого качества программ – повышение гибкости и постоянное совершенствование программ, методик преподавания.
  • развитие индивидуализации программ – обеспечение максимального соответствия интересам и запросам слушателей, формирование «именных решений». Такой подход усложняет организацию и управление бизнес-программами, требует высокого уровня подготовки персонала, что в конечном итоге оборачивается повышением затрат, однако именно он позволяет привлечь новых слушателей и сохранить лояльность выпускников.
  • поддержание гибкой ценовой политики и работа по оптимизации затрат, обеспечиваемые тщательностью финансового планирования
  • усиление практической ориентированности программ, в частности через рассмотрение и изучение примеров опыта успешных компаний, сумевших не только устоять, но и развиться во время кризиса

 Прогнозы по изменению спроса на программы бизнес-образования и

предложениям бизнес-школ в ближайшем будущем – «на выходе из кризиса»

 

В отношении предполагаемой динамики спроса на бизнес-образование в период выхода из кризиса экспертами – представителями бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга высказаны различные точки зрения.

 Часть экспертов полагают, что в период выхода из кризиса спрос на бизнес- образование превысит докризисный уровень. Это потребует от бизнес-школ увеличения расходов на преподавателей, обновления материально-технической базы, увеличения штата преподавателей. Основными факторами ожидаемого активного роста спроса являются значительное число потенциальных слушателей, желающих пройти бизнес-обучение, но временно отложивших его в связи с кризисом, а также рост потребности в высококвалифицированных управленцах в начале нового витка развития бизнеса в посткризисный период.

 Другая часть экспертов более сдержана в оценках, считая, что в период выхода из кризиса (начиная с 2011 года) спрос на бизнес-образование будет увеличиваться, но темпы роста спроса будут относительно невелики – 7–10% в год. При этом весьма вероятно, что предпочтения российских бизнесменов все более будут склоняться в сторону программ бизнес-образования, предлагаемых западными бизнес-школами, предпосылками к чему выступят рост уровня доходов населения, а также репутация западных школ и активное освоение ими российского рынка. Из отечественных бизнес-школ на рынке останутся только наиболее сильные игроки с развитой научно-практической базой. Другие участники рынка будут вынуждены интегрироваться с западными коллегами или будут поглощены последними. Конкуренция приобретет монополистические черты.

 При этом представители бизнес-школ едины в отношении следующих прогнозов:

  • в посткризисный период для потенциальных слушателей программ бизнес-образования существенно возрастет значимость критерия качества образования – реальных знаний, приобретаемых в процессе обучения; требования к образовательным программам и преподавателям будут становиться более жесткими
  • возрастет запрос на узкоспециализированные практикоориентированные программы, наиболее востребованными станут программы, способствующие оперативному и эффективному разрешению актуальных проблем, ориентированные на будущее, учитывающие понимание тенденций рынка и их опережение.
  • для бизнес-школ одной из основных предпосылок успеха деятельности в период выхода из кризиса является понимание того, какие именно специалисты будут наиболее востребованы в данный период, и своевременное проведение соответствующих изменений в перечне и содержании программ бизнес-образования.

 В наступившем 2010 году, по мнению экспертов, спрос на бизнес-образование существенно не изменится по отношению к предыдущему году, рынок будет находиться в некоторой «выжидающей» позиции.

 Выводы

 В 2009 году спрос на бизнес-образование в Москве и Санкт-Петербурге характеризовался сокращением. Почти две трети бизнес-школ, представители которых приняли участие в исследовании, сократили набор слушателей, при этом средний показатель снижения числа поступивших составил 25%.

 Кризис отразился как на наборе новых студентов, так и на тех, кто уже учился в бизнес-школах, – наблюдался уход слушателей, начавших обучение по программам бизнес-образования, но не имеющих возможности его завершить.

 В 2009 году в бизнес-школах Москвы и Санкт-Петербурга произошла реструктуризация спроса на программы бизнес-образования: значительно возросла востребованность краткосрочных бизнес-программ, а также программ второго высшего образования и магистратуры. Наиболее значительное снижение спроса наблюдалось на программы МВА. Также сократился набор на программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и языковые курсы.

 Обозначенные тенденции реструктуризации спроса на программы бизнес-образования свидетельствуют о том, что предпочтения целевой аудитории в условиях кризиса изменились в сторону повышения востребованности краткосрочных программ, а также повышения требований к качеству и фундаментальности бизнес-образования.

 В 2009 году изменилась востребованность различных специальностей, представленных в рамках программ бизнес-образования: возросла востребованность следующих направлений профессиональной специализации:

 - продажи

- международные отношения и внешнеэкономическая деятельность

- финансовый менеджмент.

 Менее востребованными стали специальности:

- недвижимость и строительство

- IT и телекоммуникации

- банки.

- производственная деятельность

- управление персоналом.

 В условиях кризиса возросла востребованность слушателями модульной формы обучения, по которой более трети бизнес-школ, принявших участие в исследовании, в 2009 году увеличили набор. Рост востребованности модульной формы обучения связан с предоставляемой возможностью эффективного совмещения полноценного рабочего дня и обучения для профессионального развития и карьеры.

В 2009 году изменился состав слушателей, обучающихся по программам бизнес-образования: среди поступивших сократилось число специалистов без руководящих функций, в то же время возросло количество менеджеров среднего и высшего звена, что свидетельствует об активизации потребности в профессиональном развитии и повышении уровня профессиональной квалификации у менеджеров всех уровней. Число владельцев компаний, поступивших на программы бизнес-образования, в основной части бизнес-школ не изменилось.

 В отношении предложения программ бизнес-образования большинство бизнес-школ, принявших участие в исследовании, придерживаются позиции, согласно которой в условиях кризиса неверно делать акцент на развитии каких-либо специализированных «антикризисных» программ – важно нахождение и поддержание баланса между операционными задачами текущего момента и задачами долгосрочного стратегического развития.

 В соответствии с данной позицией, бизнес-школы в 2009 году проводили тонкие изменения предложения примерами которых выступают:

  1. Корректировка содержания и структуры программ в направлении более узкой специализации и сокращения сроков обучения
  2. Усиление акцента на модульных формах обучения
  3. Развитие интерактивных интернет-форм обучения (круглые столы, транслирующиеся через Интернет, интернет-семинары и др.)
  4. Усиление практической направленности программ бизнес-образования за счет увеличения количества часов для практикоориентированных форм обучения: мастер-классов, мастерских, комплексных деловых игр и др.
  5. Расширение круга дисциплин, предлагаемых слушателям на выбор, за счет сокращения числа обязательных дисциплин
  6. Предложение возможности выбора индивидуальных сроков обучения сверх обязательного минимума, соответствующего требованиям международной аккредитации и действующим в России образовательным стандартам.

 Значительная часть бизнес-школ, участвовавших в исследовании (чуть менее половины от общего их числа), в 2009 году не корректировала каким-либо образом перечень предлагаемых образовательных программ и не вносила каких-либо изменений в структуру и содержание программ бизнес-образования.

Большинство бизнес-школ, представители которых приняли участие в исследовании, в 2009 году не предпринимали изменений в ценовой политике по программам бизнес-образования: повышение цен не проводилось в связи с опасностью потери целевой аудитории в условиях общего сокращения спроса, от снижения цен удерживала возможность подрыва ценности предлагаемых образовательных программ в глазах целевой аудитории. Многие школы осуществили модернизацию системы оплаты за обучение в сторону повышения ее гибкости, в частности, обеспечив слушателям возможность оплаты программы помодульно или в соответствии с индивидуально разработанным графиком платежей.

Преобладающая часть бизнес-школ, принявших участие в исследовании, в 2009 году усовершенствовала методы продвижения программ бизнес-образования, а пятая часть бизнес-школ разработала и реализовала новые методы продвижения в рамках следующих основных направлений:

  1. Активное использование и развитие интернет-ресурсов и технологий
  2. Разработка программ лояльности для выпускников и слушателей, являющихся одним из важнейших каналов привлечения новых слушателей в бизнес-школу (до 60% новых слушателей приходят по рекомендациям знакомых и коллег)
  3. Налаживание сотрудничества со сторонними компаниями, осуществляющими поиск и привлечение слушателей на программы бизнес-образования, заключение агентских договоров
  4. Разработка и внедрение программ беспроцентного банковского кредитования слушателей
  5. Одними из важнейших факторов успешной деятельности бизнес-школ «на выходе из кризиса» являются формирование адекватного понимания рынка запросов, основных динамических тенденций этого рынка через постоянное отслеживание изменений контингента слушателей, изучение круга потенциальных клиентов, а также разработка бизнес-программ, ориентированных «на опережение» – на подготовку слушателей к тем моделям бизнеса и проблемам «обратного роста», которые будут актуальны в контексте посткризисной ситуации и создаваемых ею новых перспектив.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования