Независимый эксперт №1 по MBA в России
EN
Авторизация
17.02.2015 / Петр Тазов, маркетолог МИРБИС
Источник: Исследование, январь 2015 г.

Основные проблемы, с которыми столкнулся в 2014 г. менеджмент российских компаний

Аналитическая служба МИРБИС провела анонимный опрос слушателей и выпускников программы МВА.  Им был задан вопрос: «Назовите 2-3  основные проблемы в Вашей управленческой практике, с которыми Вы столкнулись в 2014 году». Получено и проанализировано 52 анкеты.


Мотивация персонала

В условиях экономического спада и падения курса национальной валюты все отчетливее встает проблема с мотивацией персонала в компаниях. Сокращение доходов приводит к демотивации персонала, руководителям все сложнее становится его  мотивировать. Вот как эту проблему  описывают респонденты: «Демотивация персонала в период реструктуризации и сокращений в компании». Изменения мотивации сотрудников и неэффективность старых методов стимулирования отмечают другие респонденты: «меняется парадигма восприятия мира у сотрудников. Все труднее их мотивировать».

Кроме этого, прежние монетарные методы повышения мотивации сотрудников не всегда эффективны: «действующая денежная мотивационная программа не работает с некоторыми сотрудниками». Кроме того, респонденты отмечают отсутствие всякой мотивации  у персонала: «Основная проблема в том, что люди не хотят работать. Хотят курить, пить кофе, болтать, сидеть в социальных сетях, а работать не хотят», другой респондент отмечает  инертность сотрудников: «нежелание / невозможность генерировать энергию, включаться».

Делегирование и планирование

В условиях кризиса и неопределенности делегирование и планирование становятся краеугольным камнем развития компании. Многие владельцы-руководители не хотят делегировать полномочия, замыкают все решения на одного человека, что в условиях неопределенности  приводит к большим трудностям в развитии компании. Вот как это описывают респонденты:

«Неготовность руководства производить изменения в компании при полном понимании их необходимости». Некоторые сетуют на отсутствие стратегии развития компании в современных условиях  «Информация от руководства каким путем пойдет компания при этой экономической ситуации в стране практически отсутствует, то есть,  нет  понятной стратегии (ясно одно - надо удержаться, надо сохранить бизнес)». То есть, ряд руководителей остаются на операционном, тактическом уровне, преследуя главную задачу: удержаться на рынке, сохранить бизнес, при этом, не выстраивая стратегию развития компании на будущее, по-видимому, ожидая серьезных изменений в экономике.

Проблемы на уровне руководства компанией

Проблемы, очерченные респондентами достаточно обширны - начиная с неготовности руководства проводить изменения в компании при полном понимании их необходимости и  заканчивая  размытостью самой структуры управления компанией.

Кадры

Проблему с кадрами обозначил почти каждый второй респондент. Основная проблема - отсутствие квалифицированных кадров и сложности, связанные с их поиском. Имеющиеся кадры часто не удовлетворяют руководителей.

Поставщики, клиенты

Респонденты выделяют кризис неплатежей в связи  с изменением курса валют, банкротства дебиторов и изменения взаимодействия с поставщиками, чтобы сохранить рентабельность бизнеса.

Финансы

Спад экономики и падения курса рубля приводит к значительным издержкам у бизнеса. Возникают проблемы  с реализацией  утвержденных бюджетов, индексацией заработной платы, падает рентабельность.

Качество менеджмента

Очевидно, что в сложных рыночных условиях, качество менеджмента компании становится особенно значимым. Проблемы, описанные респондентами, связаны   с  операционным управлением, с управлением бизнес-процессами, сжатыми сроками принятия решений, управлением коммуникациями.

Неопределенность

Неопределенность часто является одной из главных  причин  появления  проблем с планированием развития компании и проходит красной нитью через многие ответы респондентов. Многих респондентов беспокоят  нестабильность экономической ситуации и курса валюты, прогноз развития отрасли.





 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования