Независимый эксперт №1 по MBA в России
EN
Авторизация
10.06.2010 / Владимир Правоторов, Антон Созонтов
Источник: begin.ru

Почему упал рынок тренингов

Согласно очередному исследованию агентства Discovery Research Group, российский рынок краткосрочных бизнес-тренингов в 2009 году сократился примерно на четверть. Из опрошенных компаний, представляющих российский бизнес, в 2010 году планирует обращаться к провайдерам бизнес-тренингов только половина. Компания Begin Group поинтересовалась мнением экспертов, с чем связано такое существенное сокращение данного сегмента рынка.

Тазов Ю.А., директор по маркетингу, президент Российской лиги МВА

Думаю, что рынок тренингов упал по причине сокращения средств, выделяемых в компаниях на обучение. Рынок программ МВА упал также по причине уменьшения доходов, но уже не компаний, а самого среднего класса, поскольку в 70-80% случаев именно его представители являлись слушателями программ. Так что переориентации компаний на те или иные программы не произошло, МВА по-прежнему интересует и оплачивается физическими лицами за свой счет. Понятно, что в новых условиях дорогие программы, к которым относится МВА, оказываются не всем по карману, отсюда интерес к более коротким и дешевым программам, типа профпереподготовки. Однако и он не впечатляющ, по нашим исследованиям пальма первенства осталась за МВА.

Кризис помог бизнес-школам решиться на кардинальный шаг - разрешить учиться на МВА как бы частями: например, сначала программа профпереподготовки, потом - оставшийся массив курсов, необходимый для получения диплома МВА. Этого всегда хотели потенциальные слушатели: попробовать, оценить свои возможности и потенциал будущей группы, авторитетность преподавателей, объем практических занятий и пр. Понравится - будем учиться дальше. Очень правильный подход! В ВШМБ АНХ по такому принципу построена так называемая «двухэтапная» программа МВА, с зачетом курсов из программы профессиональной переподготовки.

Павлов Д.Л., директор по развитию и внешним связям Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП)

Я бы констатировал сокращение рынка не краткосрочных программ как таковых, а лишь определенного сегмента краткосрочных программ и, в частности, бизнес-тренингов, представленного образовательными продуктами с размытым содержанием, размытой целевой аудиторией, сомнительными выгодами от приобретения. Подобные программы, которые я бы обозначил как «мусорные (junk)», в сытые годы, на волне общего роста потребления, плодились с неимоверной скоростью и, естественным образом, перестали пользоваться спросом, начиная с осени 2008 года. Выверенные, понятные, качественные краткосрочные программы даже в сложные месяцы весны 2009 года собирали полные аудитории.

Для ИМИСП в настоящее время в фокусе спроса (если говорить об открытом рынке) находятся средние по продолжительности (1-3 месяца) программы - «голубые фишки». Эти программы характеризуются четкими, выверенными задачами, понятным содержанием, качеством состава преподавателей, что позволило им положительно зарекомендовать себя на рынке, обеспечило репутацию и высокую востребованность среди целевой аудитории.

Дюков И.В., директор по дипломному проектированию Стокгольмская школа экономики в России (SSE Russia)

В связи с мировым финансовым кризисом в России наблюдается общее падение рынка бизнес-образования. Сокращение рынка краткосрочных бизнес-тренингов, наблюдавшееся в 2009 году, прежде всего, связано именно с этой общей тенденцией. Вряд ли в его основе лежало смещение предпочтений потребителей в сторону долгосрочных программам МВА и профессиональной переподготовки. Смена предпочтений целевой аудитории от одного вида программ бизнес-образования к другому не может осуществляться настолько быстро (за 1 год) и при этом проявляться столь существенно (на уровне 25-30%) - этот процесс реализуется на протяжении нескольких лет и не столь скачкообразен (ежегодные изменения могут составлять 2-3%).


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования