«Первым источником денег для предпринимателя обычно служат три F: friends, family, fools, то есть друзья, семья и дураки»,- говорит Дмитрий Юрченко, основатель компании «Кнопка жизни». Впрочем, сам Дмитрий уже нашел бизнес-ангела для финансирования своего проекта. Как создать стартап и где взять деньги для его реализации, он узнал в московской школе управления «Сколково».
В конце прошлого года в «Сколково» вручили дипломы первым выпускникам программы full-time MBA, которые заплатили за учебу по 50 тыс. евро. На рынок вышли 37 специалистов, и теперь российское бизнес-сообщество ждет, как проявят себя выпускники столь масштабного образовательного проекта.
Предполагалось, что свое дело захочет открыть максимум каждый третий (в большинстве западных школ бизнеса таких набирается лишь 5-7%). Но, как выяснил «Секрет фирмы», планируют посвятить себя стартапам, над которыми они работали в рамках одного из учебных модулей, 70% выпускников. Так, Дмитрий Юрченко вместе с однокурсницей Ириной Линник развивает проект в новой для России области mobile health — «мобильного здоровья». Ставку на людей с предпринимательской жилкой руководители «Сколково» делали изначально, но результат превзошел ожидания.
У остальных российских бизнес-школ поводов для радости было меньше: спрос восстанавливается не так быстро, как хотелось бы, да и слушатели стали более разборчивы. Но, несмотря на последствия кризиса, учебные заведения готовятся к новому сезону, запускают новые программы, перерабатывают существующие курсы, а кое-кто даже начал повышать цены.
Классный час
В прошлом году на российском рынке бизнес-образования появился настоящий монстр — на самом «верху» приняли решение объединить Российскую академию госслужбы при президенте РФ и Академию народного хозяйства при правительстве РФ. Формально слияние должно завершиться летом этого года, дальше Российскую академию народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) ждет качественная перестройка. «Развитие академии будет консультировать группа экспертов Всемирного банка. В течение пяти лет они проведут аудит, подскажут, что обновить и улучшить, помогут настроить систему привлечения новых кадров. А главное, станут позиционировать этот самый крупный в Европе вуз как один из топ-университетов мира»,- рассказывает президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Сергей Мясоедов.
Несомненно, такой мощный игрок заметно обострит конкуренцию между российскими школами. К тому же в одних и тех же аудиториях РАНХиГС будут пересекаться представители бизнеса и чиновники разных уровней, а это важный аргумент для тех, кто не только ждет от бизнес-школы знаний, но и стремится завести полезные связи.
Еще один сильный брэнд появится в Москве осенью: на столичный рынок планирует выйти бельгийская Vlerick Leuven Gent Management School (VLGMS), вернее, ее санкт-петербургский офис (в 2006 году питерская школа «ЛЭТИ-Лованиум» стала подразделением VLGMS). Речь пока не идет об открытии полноценного кампуса — школа будет предлагать на площадях компании Deloitte свою новую программу — глобальную Executive MBA, руководить ей будет специалист, приглашенный из INSEAD. «Наша part-time MBA давно пользуется популярностью среди москвичей. Например, 40% слушателей из последнего набора приезжают из столицы,- рассказывает замдиректора VLGMS Анастасия Коршунова.- Мы решили сделать в Москве новый продукт с акцентом на лидерство и коучинг. Хотим привлечь людей, работающих в мультинациональных компаниях». Курс EMBA рассчитан на 17 месяцев, два модуля пройдут в Бельгии, один — в США. Стоимость программы близка к рекордной для российского рынка — 45 тыс. евро, дороже только EMBA в «Сколково» (90 тыс. евро).
В Северной столице, похоже, тоже обострится конкуренция — на рынок MBA возвращается Высшая школа менеджмента СПбГУ. Подобная программа появилась здесь еще в 2000 году, но через пять лет набор прекратили и переориентировались на Executive MBA. «На программах EMBA мы в основном отталкиваемся от опыта слушателей, пытаемся изменить их видение бизнеса. У MBA будет другая задача — создать это самое видение. Здесь слушатели получат больше знаний и навыков, необходимых для карьерного роста»,- рассказывает директор программ MBA Дмитрий Волков. Для поступления на EMBA абитуриент должен иметь более семи лет управленческого стажа, а для MBA — от двух до семи. Набор на обновленную MBA (800 тыс. руб. за два года) откроется осенью, отдельные курсы будут читать на английском языке, в том числе западные преподаватели, некоторые модули пройдут за рубежом.
Сразу после кризиса многие бизнес-школы начали пересматривать свои программы, предлагать больше кейсов и практических дисциплин. Наиболее значимый тренд — отказ от деления на предметы, когда точкой отсчета являются проблемы, решаемые руководителем. Так, например, работает Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК).
Обучение в МИМ ЛИНК в основном дистанционное, для получения диплома MBA требуется три с половиной года. Программа состоит из трех ступеней: базовый курс, специализация, стратегический менеджмент. «Каждый курс живет максимум семь-восемь лет, отдельные модули меняются каждые два года. Некоторые концептуальные вещи, заложенные в программу, мы сейчас пересматриваем. В конце 2010 года запустили новую версию первой ступени МВА, постепенно обновления затронут остальные ступени»,- рассказывает ректор МИМ ЛИНК Сергей Щенников.
В частности, меняется технология обучения. Так, ЛИНК отказывается от бумажных версий учебных материалов и активнее использует интернет-дискуссии. Кроме того, изменилась постановка заданий: студентам предлагают ситуации, где высока степень неопределенности, много неизвестных и лишней информации (как и в их текущей деятельности). Слушатель сам должен понять, в чем заключается задача, и найти адекватный инструмент для ее решения.
Ценовой вопрос
В прошлом году цены в большинстве бизнес-школ оставались на уровне 2009 года. Но сейчас начинается ценовое оживление, правда, не во всех сегментах. «Чем выше ценовой сегмент, в котором работает школа, тем проще ей при прочих равных повышать цены»,- говорит Сергей Мясоедов.
Например, в ИБДА в прошлом году открыли программу EMBA «Стратегическое управление и лидерство», установив цену 1,2 млн руб. И набрали полноценную группу — 35 человек. Тогда как на EMBA в «старом» формате за 800 тыс. руб. пришли всего 24 человека. Что касается программ MBA, ориентированных на средний менеджмент, то здесь ИБДА действовал более осторожно — поднял стоимость примерно на 10%, следуя за уровнем инфляции. Точно так же, по словам Мясоедова, поступают и другие школы.
Пожалуй, дальше всех пошла VLGMS — осенью прошлого года здесь подняли цену на part-time MBA с 15 тыс. до 23 тыс. евро. И в перспективе планируют довести ее до 28 тыс. евро — столько стоит аналогичная программа в Бельгии. Анастасия Коршунова признает, что с повышением цены набор сократился в полтора раза — с 38 до 22 человек, но в деньгах школа почти не потеряла. К тому же вырос процент слушателей, занимающих топ-позиции.
Кадровый голод
Как ожидают многие деканы, восстановление спроса на бизнес-образование может произойти через год-два. «Мы видим, что корпоративные партнеры уже размораживают свои бюджеты на обучение, их интересуют как краткосрочные, так и долгосрочные программы,- говорит заместитель директора департамента программ МВА по развитию МИРБИС Федор Федоров.- Что касается индивидуальных клиентов, то на сегодняшний день спрос на программы MBA остается на уровне прошлого года». Впрочем, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергей Филонович дает более скептичные прогнозы на будущее: «Рынок бизнес-образования восстановится ровно тогда, когда восстановится бизнес. Частично падение спроса было связано с кризисом, но в значительной степени люди просто потеряли ориентир. Зачем учиться вести бизнес, если бизнес вести не дают?»
Тем не менее школы пытаются вернуть доверие слушателей, в частности решают застарелую проблему с кадрами. В России рынок преподавателей, особенно англоязычных, по-прежнему скуден, к тому же основная их масса близка к пенсионному возрасту. Но некоторые учебные заведения уже перешли от вздохов к действиям. Школы бизнеса Волжско-Уральского региона объединились и создали пул из своих преподавателей, организуют для них учебу, обеспечивают им возможность вести занятия поочередно у каждого из членов альянса. «Очень интересный опыт, к тому же он не требует больших затрат,- констатирует Мясоедов.- Пока его используют в ограниченном масштабе, но скоро эту практику будут копировать и другие регионы».
О том, какие бизнес-школы научились оперативно реагировать на нужды своих слушателей, мы расскажем в сентябре, в нашем ежегодном рейтинге программ MBA.
Юлия Фуколова
Секрет фирмы