«Мы — «дальнобойщики»»,- говорят про себя руководители большинства российских бизнес-школ, имея в виду, что основной их продукт — долгосрочные программы MBA. Впрочем, после кризиса спрос на длительное образование резко упал, и многие деканы стали более снисходительны к «управленческому фастфуду» — так между собой на сленге они называют короткие программы.
Краткосрочное обучение постепенно набирает популярность среди менеджеров, планирующих повышать свою квалификацию. Во-первых, оно в несколько раз дешевле, чем MBA и EMBA. Во-вторых, отнимает гораздо меньше времени, что в условиях кризиса тоже немаловажно. «Сегодня многие работодатели косо смотрят на тех, кто покидает рабочее место, по звонку, в 18 часов»,- говорит директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) РАНХиГС, президент Российской лиги MBA Юрий Тазов.
Еще один аргумент в пользу коротких программ — отношение к MBA, кредит доверия к которому заметно истощился. «Рынок в последнее время сильно изменился. После кризиса менеджеры относятся к деньгам более трепетно, они стали более недоверчивы»,- признает ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов. Чтобы выбрать учебное заведение, абитуриенту уже недостаточно визита в школу и отзывов выпускников — важно во всем убедиться самому. А короткие программы — неплохой способ узнать о школе и ее преподавателях, ничем особо не рискуя.
Наконец, у многих менеджеров существует потребность решить конкретную бизнес-проблему здесь и сейчас, например найти узкие места в мотивации персонала. Таким слушателям не нужна «вода» вроде общеэкономических курсов, которые предлагают на MBA, им необходимо за месяц-два разобраться в своей теме. Ко всему прочему выпускники коротких программ могут получить государственный документ о повышении квалификации — для кого-то это по-прежнему важно. Но обо всем по порядку.
Быстрый расчет
Министерство образования и науки РФ выделяет четыре типа программ дополнительного образования:
— краткосрочное повышение квалификации (до 72 академических часов);
— повышение квалификации (занимает от 72 до 500 часов);
— профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности (более 500 часов);
— профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации (более 1000 часов).
К последнему типу относится, в частности, MBA, на которую по госстандарту отведено 1800 часов (из них аудиторные занятия должны составлять не менее 750). Сегодня это самая раскрученная программа, без нее не обходится ни одна российская бизнес-школа. А вот короткие программы до 500 часов для индивидуальных клиентов (на Западе такие курсы называют open programs) присутствуют в линейке далеко не у всех.
Так, бизнес-школам не очень выгодно предлагать программы «технического характера», как их обозначил Сергей Мясоедов. В основном они связаны с поправками в законодательство по бухучету и налогообложению, с изменениями таможенных правил, юридических процедур и т. д. Провайдер должен поддерживать постоянный контакт с министерствами и ведомствами, а «дальнобойщикам» такая кропотливая работа не очень интересна. «Это излишняя диверсификация»,- убежден ректор ИБДА.
Другое дело — знания и навыки, связанные с функциональными областями бизнеса. Например, финансовый менеджмент, маркетинг, управление персоналом и прочие дисциплины обязательно присутствуют в курсе MBA. Бизнес-школам проще сделать из них выжимку и предлагать в качестве программ повышения квалификации.
Соответственно, на рынке существуют два подхода к формированию коротких программ. Первый и самый распространенный вариант — когда школа предлагает «внарезку» отдельные модули из курса MBA. Второй — когда короткие программы, затрагивающие функциональную или отраслевую проблематику, не связаны с MBA и существуют как отдельный самостоятельный продукт. У каждого из них есть свои приверженцы.
MBA в граммах
Идея продавать отдельные модули программы MBA по частям — не российское изобретение, а еще одно веяние с Запада. «Я даже встречал в западных публикациях такой термин — «MBA-Лего»,- рассказывает Сергей Мясоедов.- Не знаю, как топ-школы, но вторая десятка лидеров точно использует подобный подход».
В ИБДА в 2009 году запустили аналогичный проект и назвали его «MBA-конструктор». Слушатели могут выбирать для себя профильные дисциплины в рамках одной из специализаций (их в ИБДА четыре), получается примерно 100 часов. Такой курс стоит около 80 тыс. руб. «С помощью «Конструктора» мы решили компенсировать падение спроса на долгосрочные программы. Потом поняли, что продукт и сам по себе интересен аудитории»,- продолжает Мясоедов. Для многих слушателей он стал трамплином для продолжения обучения. По данным школы, сейчас короткие программы в ИБДА оканчивают 40-50 человек в год, дальше треть из них получают полноценный MBA.
Похожую тенденцию отмечают и в ВШМБ. Ежегодно программы повышения квалификации здесь оканчивают примерно 100 слушателей, около половины приходят потом на новые модули, а 10-15% идут на МВА. «Мы развиваем в первую очередь длинные программы,- говорит Юрий Тазов.- Хотя короткие тоже присутствуют в нашем портфеле, потому что нужны потребителям». Так, программу «Развитие» ВШМБ запускала для выпускников MBA, чтобы они могли периодически обновлять свои знания.
Но, оказалось, она интересна и более широкому кругу менеджеров. Слушатель самостоятельно (либо с помощью профессора-куратора) составляет для себя индивидуальный план обучения. Он может воспользоваться готовыми модулями (маркетинг, антикризисное управление, управление финансами и др.) или же просто набрать интересные курсы из разных сфер бизнеса на 72 или 120 часов. Такая программа будет стоить соответственно 38,5 тыс. или 57,5 тыс. руб.
Примерно в таком же ценовом диапазоне предлагает слушателям избранные учебные модули Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС. Программа SEMBA (Selected Executive MBA, длительность — один-два месяца) появилась здесь в 2010 году. По словам заместителя декана бизнес-школы Дмитрия Жданова, SEMBA естественным образом заняла свою нишу, дополнив более длительные традиционные программы — профессиональную переподготовку (один год), МВА и ЕМВА (два года), DBA (три года).
А вот Международному институту менеджмента (МИМ) ЛИНК вообще не пришлось перекраивать свою программу, подстраиваясь под кризисные настроения. Его курс MBA изначально выстроен по модульному принципу, и по желанию слушатели могут окончить лишь первую ступень из трех. Она состоит из нескольких блоков: «Управление организацией и персоналом», «Управление маркетингом и финансами», «Интеграция в менеджменте». По словам ректора МИМ ЛИНК Сергея Щенникова, программа популярна среди людей, которые не имеют управленческого образования и хотят изучить основы менеджмента. Обучение дистанционное, с очными сессиями, слушателям из Москвы оно обойдется в 146 тыс. руб.
Частные уроки
Вариант, когда школа разрабатывает самостоятельные программы повышения квалификации, не связанные со «старшим братом» — MBA, встречается реже. Именно такую стратегию выбрала бизнес-школа МИРБИС, у которой, пожалуй, самая широкая линейка коротких программ — около 30. Для поддержания такого ассортимента нужны дополнительные кадры.
«Преподаватели, которые ведут занятия на MBA, не работают на коротких программах — это два разных состава»,- рассказывает директор Центра маркетинга МИРБИС Леся Мельниченко.
Курсы повышения квалификации занимают небольшую долю в продажах МИРБИС, однако число слушателей, их заканчивающих, сопоставимо с выпуском MBA. Если на MBA в год приходят около 1,5 тыс. студентов, то на короткие программы — примерно 1,2-1,3 тыс. человек. Последние рассчитаны на два-три месяца, средняя стоимость — 20-56 тыс. руб. Самый дорогой курс — «Лин-менеджмент» — обойдется слушателю в 95 тыс. руб.
Наибольшим спросом, по словам Мельниченко, пользуются программы маркетинговой направленности: профессиональная реклама и медиапланирование, трейд-маркетинг, практическое маркетинговое планирование и т. п. Когда есть спрос со стороны потенциальных потребителей, в МИРБИС готовы создавать для них новые продукты — например, «Fashion-маркетинг». Зачастую МИРБИС сначала разрабатывает программу по заказу корпоративных клиентов, а если курс востребован, то выводит его и на открытый рынок.
Несмотря на то что бизнес-школы не считают краткосрочные программы ключевым продуктом, они так или иначе залезают на поляну, занятую учебными центрами и тренинговыми компаниями. Вступать с ними в прямую конкуренцию смысла нет — для этого нужны значительные ресурсы и иная стратегия продвижения, чем в случае с MBA. Пожалуй, наиболее привлекательный сегмент, где бизнес-школы могли бы оказаться в гордом одиночестве,- личностное развитие топ-менеджеров (top executive training). Но, по словам деканов, себестоимость подобных программ очень высока, а в России еще не готовы платить так много. Кроме того, бизнес-школам в этом плане самим еще стоит подучиться.
Какое образование наиболее эффективно для профессионального роста
Вид обучения |
%* |
Бизнес-семинары и тренинги |
27,4 |
Программы MBA (очно) |
24,5 |
Видеотренинги |
21,5 |
Дистанционное образование |
8,4 |
Программы повышения квалификации |
5,1 |
Второе высшее образование (очно) |
4,2 |
Чтение книг, профессиональных журналов |
4,2 |
Программы переподготовки (очно) |
3,8 |
Поиск информации в интернете |
0,8 |
* Процент ответивших
Опрос проводился на сайте Российской лиги MBA, 2011 год. Ответили 237 человек
Юлия Фуколова
Журнал «Коммерсантъ Секрет Фирмы», №5 (309), 02.05.2011