Программы в бизнес-школах становятся все более предпринимательскими, направленными на поиск новых идей, подходов, направлений развития бизнеса. Это помогает увидеть возможности для развития бизнеса за пределами традиционных взглядов, подходов, проектов.
Бизнес-школа становится не только местом, где реализуются образовательные программы, но и центрами притяжения для бизнес-сообщества. Здесь обсуждаются интересные вопросы развития компаний и проектов, развитие личности предпринимателей и топ-менеджеров, опробованы и проанализированы лучшие практики.
Сегодня успех школы бизнеса зависит не столько от успешной конкурентной борьбы, сколько от умения создать свою уникальную бизнес-среду, своего рода конгломерат взаимных интересов, которые своей разностью и особенностью создают новые знания и интересные продукты.
В Школе бизнеса МИРБИС команда преподавателей и слушателей старается двигаться в этом направлении. Значительным шагом в выбранном направлении развития стало введение в программу МВА блока «Интеграционный междисциплинарный проект».
Предпринимательство — часть МВА
Предпринимательство — это курс для МВА или другое образование? Такая дискуссия сейчас актуальна в образовательном сообществе. Три года назад в программу МВА МИРБИС добавили блок дисциплин по предпринимательству. Это позволило быть в тренде современного бизнес-процесса, но на этом мы не остановились.
Сегодня на курсе предпринимательства слушатели МВА МИРБИС разрабатывают бизнес-идею, концепт и бизнес-модель проекта. Далее с этим проектом слушатели переходят на другие блоки программы — специализированные. Просчитывают инвестиционные возможности, риски, HR-стратегию, маркетинговые тактики.
Слушатели моделируют интересные проекты, которые находятся на грани нескольких бизнесов: клиентские сервисы, строительство с социальной ответственностью и т.п. Когда готовится и защищается проект, преподаватели получают объективную картину того, как подготовлены слушатели: какие методы освоили, как смогли использовать знания, где удачи, а где проблемные места. На втором году обучения это поможет скорректировать индивидуальный подход в образовательном процессе.
Замечу, что проекты, представляемые на защиту — командная работа. Слушатели работают в самостоятельно созданной команде. Т.е. студенты вольны сами приглашать в команду проекта своих однокурсников, учитывая сильные стороны каждого.
До 70% бизнес-проектов слушателей воплощаются в жизнь
Мы говорим, что проекты наших слушателей после первого года обучения — это именно проекты. Не разработка готовых бизнес-решений, как в академии стартапов. Мы отрабатываем технологию обучения, анализируем степень подготовки слушателей.
Например, сейчас один из проектов, защищенных на прошлой неделе, в своей основе имеет патент на производство «экобиоугля» из бытового мусора. Команда, разрабатывающая бизнес-план для реализации идеи, просчитывала и строительство завода, и инвестиции, и логистику, и маркетинг.
Есть и пример масштабной задумки, которая уже шагнула в реальность. Это проект слушателей МВА, посвященный созданию комфортных домов для пожилых людей современного типа. Упор сделан на общение людей, проживающих в нем.
Наш выпускник Дмитрий Котровский, партнер «Химки Групп», говорил нам так: «Сегодня пожилые люди являются самой быстро растущей группой населения, а потребность рынка в новых домах престарелых уже остро ощущается. В будущем сегмент, в который решила войти «Химки Групп», будет пользоваться еще большим спросом.
Наше поколение — это сверхактивные люди, которые вряд ли будут сидеть дома на пенсии. Мы намерены изменить отношение пожилых, нуждающихся в уходе людей и их родных к домам престарелых. Мы будем создавать учреждения, обеспечивающие социально активное долголетие, где каждый сможет не только получить высококвалифицированную медицинскую помощь, но и жить полной жизнью».
Елена Переверзева, исполнительный директор школы бизнеса МИРБИС
Бизнес-школа МИРБИС