В последнее время АМВА (Association of MBA`s) наращивает свою активность в разных странах. Этим ассоциация старается увеличить свой вес в мировом бизнес-образовании на фоне партнеров по tripple crown — AACSB и EFMD. В результате, в том числе, и в России растет число аккредитованных АМВА бизнес-школ.
В Южной Америке и Мексике, вместе взятых (9 стран), АМВА аккредитовала программы МВА 30-ти бизнес-школ, а в одной России таких уже 12, т.е. число аккредитованных стремится к 20%. Кто-то скажет: ну и хорошо, у нас много бизнес-школ с высоким уровнем качества. Соглашусь — много, но сейчас речь не о них, а о возможном тренде.
С одной стороны, это и вправду хорошо — больше программ МВА российских бизнес-школ вовлекается в орбиту серьезного всестороннего анализа организации обучения, который проходят в период прохождения аккредитации, тем лучше. С другой — существует реальное опасение, что планы дальнейшей экспансии АМВА в России могут привести к получению аккредитаций этой ассоциации и теми бизнес-школами, чья принадлежность к числу топовых российских бизнес-школ совсем неочевидна.
Аккредитация АМВА нашими общими популяризаторскими усилиями стала в России символом качественного обучения на МВА. Поэтому так велик соблазн получить ее и тем, для кого бизнес-образование является исключительно местом заработка. Тем более, что с увеличением числа пройденных российскими бизнес-школами аккредитаций в АМВА накоплен опыт не только правильного составления самоотчетов, но и грамотного представления результатов своей деятельности комиссии иностранных экспертов.
Следовательно, чем дальше, тем больше процедура аккредитации становится все более технической. И размер аккредитационных взносов, который раньше останавливал многих, стал по плечу бизнес-школам, для которых аккредитационный сертификат АМВА является инструментом лишь для привлечения большего числа слушателей.
« накоплен опыт не только правильного составления самоотчетов, но и грамотного представления результатов своей деятельности комиссии иностранных экспертов»
Чем занимается выездная комиссия экспертов АМВА помимо анализа «грамотно» оформленного самоотчета, осмотра «потемкинских деревень» с отобранными выпускниками и преподавателями? Смотрит ли АМВА на репутацию аккредитуемой бизнес-школы и какие факты здесь принимаются во внимание? Представляют ли члены экспертной комиссии такие «местные особенности», как фабрикация небылиц о принадлежности бизнес-школ к гоударственным органам власти, как «международное признание» несуществующими ассоциациями, как выдача липовых дипломов МВА, как манипуляции с форматами программ (например, когда дистанционные программы представляют программами blended learning) и т.п.?
В условиях отсутствия, по большому счету, независимой национальной экспертизы, иностранные члены комиссии АМВА в состоянии оценить разве что состояние аудиторий, оформление «штабной комнаты» и подборки публикаций в СМИ (на 99% оплаченных бизнес-школой). В итоге получается, что в вопросе подтверждения качества МВА деньги выступают самым сильным аргументом.
Является ли репутация бизнес-школы на национальном рынке бизнес-образования значимым параметром для АМВА при принятии решения об аккредитации или насущной задачей этой ассоциации сейчас является другое — наращивание «мускулов» за счет расширения членства и числа аккредитованных бизнес-школ? Посмотрим, кто станет следующей аккредитованной бизнес-школой.
Возможно, это все пока не столь критично, но зная, с какой легкостью у нас «карася» перекрашивают в «порося», трудно отделаться от ощущения, что и такой внушительный барьер на пути халтуры, как АМВА, может не устоять перед натиском недобросовестных соискателей.
Очень правы российские бизнес-школы, которые, не удовлетворяясь аккредитацией АМВА, вошли в аккредитационный процесс AACSB. Ведь скоро может статься, что заветные голубые бумажки с логотипом в виде бриллианта будут у каждого второго.
Справка
Список российских бизнес-школ с международными аккредитациями
С.Кравцов
MBA.SU