Если еще несколько лет назад полноценное бизнес-образование можно было получить только на Западе, то сегодня ведущие российские бизнес-школы заявляют о том, что могут конкурировать с европейскими, а главным конкурентным преимуществом называют обучение студентов на русском языке и на российских примерах. Преимущество, по мнению представителей западных бизнес-школ, неочевидное. Чтобы разрешить спор, «Известия» выяснили, что думают об этом ректоры двух ведущих бизнес-школ — российской и европейской. С Сантьяго Инигесом, ректором известной испанской бизнес-школы Instituto de Empresa, занимающей первые строчки в рейтингах европейских школ, беседовала наш корреспондент Наталья Кокс, а Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при правительстве России, высказал свое мнение обозревателю «Известий» Наталье Барановской.
вопрос: Можно ли говорить о национально ориентированном МВА, как это преподносят российские бизнес-школы, или МВА — это универсальная программа?
ответ: МВА — это в любом случае универсальная программа, ориентированная на менеджеров, желающих получить или углубить уже имеющийся международный опыт. В нашей бизнес-школе мы, например, готовим менеджеров-космополитов, профессионалов с духом предпринимательства, способных эффективно работать в различных странах с людьми различной культурной принадлежности, с разной идеологией и разным опытом.
По моему мнению, «национально ориентированное МВА» противоречит самой идеологии МВА. Хотя, нужно отметить, многие бизнес-школы, особенно государственные, находятся под сильным влиянием геополитической ситуации в стране. И иногда такое влияние даже положительно.
в: Чего, на ваш взгляд, не хватает российским бизнес-школам для того, чтобы стать конкурентоспособными в мире?
о: Бизнес-образование становится все более глобальным, как и бизнес вообще.
Российским бизнес-школам нужно проявлять большую активность за пределами России: привлекать иностранных студентов и профессоров, заключать эффективные альянсы с другими бизнес-школами и активнее сотрудничать с международными организациями. То, что российские бизнес-школы ориентируются только на внутренний рынок, опасно не только для них самих в плане дальнейшего развития, но и для компаний, которым требуются специалисты с интернациональным опытом.
в: В каких случаях диплом МВА целесообразно получать на родине, в каких случаях имеет смысл поступить в одну из зарубежных бизнес- школ?
о: Учиться в другой стране всегда полезно.
Богатство интернационального опыта, включая адаптацию к новой культуре и даже изучение дополнительного иностранного языка, — это ценности, которые навсегда останутся с тобой. Иногда из-за различных причин, например невозможности прервать работу или по семейным обстоятельствам, возможности учиться за рубежом нет. Но выход есть — многие бизнес-школы предлагают отличные online программы.
в: Обучаются ли в вашей бизнес-школе студенты из России? Какие преимущества они при этом получают?
о: В этом году у нас учатся 18 студентов из России. Русские студенты предпочитают наши интернациональные программы — Global MBA, International MBA, International Executive MBA, Global Senior Management Program. Популярностью пользуется и Master of Management in Marketing. Многие студенты ценят специфический характер наших программ, ориентированных на развитие предпринимательских способностей участников, и наши инициативы по созданию новых тренингов, соответствующих потребностям рынка. Все студенты разрабатывают с помощью руководителей бизнес-план своей фирмы.
Как результат — 25% наших выпускников основывают собственные компании. Среди других наших инициатив — создание венчурной лаборатории для поддержки и развития студенческих бизнес-проектов. Instituto de Empresa также поддерживает Международный центр развития предпринимательства — ICEVED. Это виртуальная платформа, основанная 24 международными бизнес-школами и дающая возможность напрямую общаться с ведущими предпринимателями и инвесторами.
вопрос: Как вы оцениваете уровень российского бизнес-образования?
ответ: В этом году трем ведущим российским бизнес-школам исполняется 18 лет.
То есть российское бизнес-образование достигло совершеннолетия. Первая пятерка российских школ бизнеса вышла на уровень хороших школ США и Европы, примерно еще дюжина приближается к этому уровню.
Правда, это не относится к десяткам новых школ при вузах, созданных в последние годы из-за моды на программы МВА. Их качество оставляет желать лучшего. Даже самый лучший вуз не может сразу создать хорошую школу бизнеса. Это требует времени.
в: То есть за дипломом МВА теперь не обязательно ехать в Америку или Европу?
о: Если вы собираетесь работать или вести бизнес в России, лучше выбрать программу МВА на родине. Если за рубежом или с зарубежными фирмами — лучше программа МВА зарубежной школы, но в России. Ведь в отличие от вуза бизнес-школа не должна давать фундаментальных и универсальных знаний. Бизнес-школа дает практические знания и навыки, необходимые для успешной работы в бизнесе. А конкретные знания всегда связаны со средой, в которой вы работаете. Преимущество российских МВА в том, что вы учитесь на российских примерах, совершенствуете понимание российской психологии бизнеса, работая в российской культурной среде. Погружаясь в западную среду, вы не сможете получить навыков, необходимых для работы в России.
Вот показательный пример. Когда «Макдоналдс» открыл в России первые точки, персонал ресторанов заставили пройти тренинг, на котором учили улыбаться на американский манер, то есть во весь рот. Научили.
Но наши покупатели от этих улыбок шарахались — ведь мы выражаем расположение приветливым взглядом и легкой улыбкой, а не демонстрацией всех тридцати двух зубов.
Тренинг сняли. Другое дело, если вы работаете в американской или европейской компании или в области экспортно-импортных операций. Тогда имеет смысл ехать учиться в западную школу, но только из первой десятки, а лучше — в Гарвард. Если же речь идет о западных «середняках», то рекомендую выбрать зарубежную МВА в одной из российских школ. Например, в ИБДА действует совместная российско-бельгийская ЕМВА школы менеджмента UAMS Университета Антверпена. И когда к нам приходят, скажем, сотрудники из «ЛУКОЙЛа», мы рекомендуем им российские программы, а сотрудникам из «ЛУКОЙЛ-оверсиз», работающим в сфере экспорта, — бельгийскую ЕМВА.
в: Обучаются ли в вашей бизнес-школе иностранные студенты, в частности из Европы?
о: На нашей российско-бельгийской программе учатся иностранцы — несколько бельгийцев, поляков, чех и один студент из США, бывший россиянин. Но мы не делаем акцент на иностранных студентах.
Дело в том, что сегодня российский рынок не насыщен хорошим бизнес-образованием и спрос на него со стороны российских студентов не удовлетворен. На рынке много халтуры, подделок под МВА. Нам надо сначала удовлетворить спрос своих бизнесменов на хорошие программы.
в: Но ведь присутствие иностранных студентов является преимуществом бизнес-школы, поскольку позволяет налаживать бизнес-коммуникации в кросскультурной среде…
о: Россия — страна многонациональная, так что в российских бизнес-школах кросскультурная среда присутствует по определению.
Кроме того, на российских программах МВА учится много граждан стран СНГ. То есть студенты-немцы или шведы радикально ситуацию не улучшат.
Наталья Кокс
Известия (московский выпуск), 20 октября 2006 г.