Над рэнкингом FT Global MBA Ranking 2013 г. витает ощущение дежавю: хотя за последние 15 лет первые пять мест в рейтинге по очереди занимали восемь школ, но доминируют все это время четыре. Harvard Business School и школа Wharton (Пенсильванский университет) входили в первую пятерку во всех 15 выпусках рейтинга. Columbia Business School и Stanford Graduate School of Business только дважды за этот период не попадали в его верхние строчки. London Business School входила в первую пятерку 10 раз, а INSEAD-4.
Программы MBA оцениваются FT по следующим критериям: карьерный рост, достигнутый выпускниками, и их представленность на международной арене, диверсификация студенческого и преподавательского составов и качественный уровень последнего. Кроме того, оценивается уровень проводимых преподавателями исследований/
Гарвард лидирует по таким критериям, как исследовательская работа и генерирование новых идей. Выпускники школы могут похвастаться вторым по размеру уровнем зарплаты после Stanford Graduate School of Business, а также одним из самых быстрых темпов роста зарплаты спустя три года после окончания обучения. Гарвард также занимает одно из первых мест по карьерному росту своих выпускников, а его программа MBA была одной из самых часто рекомендуемых студентами других школ.
Esade Business School и University of Cambridge в этом году добились самого большого роста среди школ из верхней части итоговой таблицы, поднявшись на 11 и 10 позиций соответственно.
Новые тенденции
Ведущие школы все чаще предлагают получение совмещенных и двойных степеней. Диплом MBA можно получить одновременно со степенью по инженерному делу, медицине или юриспруденции — наиболее популярным специальностям.
В США наиболее активно такое образование продвигают Michigan Ross School of Business и Stanford Graduate School of Business. В Stanford один из шести студентов, обучающихся по программе MBA, одновременно получает образование по другой специальности, и университет планирует довести это соотношение до одного к четырем. В Yale School of Management трое из четырех студентов, обучающихся по программе MBA, проходят по крайней мере один дополнительный курс, не связанный с их основной специальностью в области маркетинга.
По словам Элисон Дэвис-Блейк, декана Michigan Ross, необходимость в более широком образовании определяется потребностями рынка и запросами студентов.
Другие школы используют различные инструменты для того, чтобы ликвидировать разрыв в рейтингах. В США University of Chicago Booth School of Business фокусируется на предпринимательском деле, создавая новые фирмы и помогая коммерциализировать инновации.
Среди студентов растет спрос на предпринимательские программы, подтверждает тенденцию профессор Дэвис-Блейк: «Работа только в одной корпорации должна остаться в прошлом».
В Великобритании в Warwick Business School декан бизнес-школы Марк Тэйлор пересмотрел содержание программы MBA, поместив в центре нее поведенческие науки и введя такие дисциплины, как психология и антропология.
Существует еще несколько важных тенденций, которые в 2013 г. будут ускоряться. Все ведущие школы экспериментируют с деятельностным подходом в обучении и пытаются понять, как учесть в программе обучения проблемы глобализации и развития навыков межличностного общения.
Но число заявлений на обучение в бизнес-школах все равно сокращается. На рынке все более отчетливо наблюдается раздвоение: одногодичные степени мастера по бухгалтерскому учету, маркетингу или финансам становятся все более привлекательными в сравнении с двухгодичной программой MBA. А среди тех, кто все-таки выбирает получение степени MBA в традиционной форме, все большим спросом пользуются программы обучения по сокращенной схеме, МВА для руководителей или обучение в режиме онлайн.
Вслед за успехом онлайн-программы MBA, запущенной бизнес-школой Kenan-Flagler в University of North Carolina в июле 2011 г., множество других университетов по всему миру, особенно в разных частях США, запустили подобные программы обучения с активным использованием технологии или в режиме онлайн.
Недавно Tepper School of Business при университете Carnegie Mellon вновь запустила свою программу FlexMBA, в рамках которой совмещено обучение на выходных и в режиме онлайн.
Кто эти люди
Поступление на лучшие программы MBA сопряжено с очень высоким уровнем конкуренции. Конкурс на поступление на одну из программ MBA, входящих в рейтинг топ-100, составляет более четырех человек на место. В 2012 г. средний балл по тесту GMAT среди принятых на обучение составил 680 в сравнении с общемировым средним показателем в 550 баллов среди всех сдававших экзамен.
Портрет среднего выпускника школы бизнеса из первой сотни года выглядит так: это 28-летний профессионал с зарплатой $65000 (с учетом покупательной способности). Три года спустя после окончания учебы усредненный выпускник занимает позицию руководителя высшего звена или выше с зарплатой $134000.
В течение трех месяцев после окончания учебы 89% выпускников нашли работу, в то время как остальные столкнулись с трудностями. Опрос FT 2012 г. среди выпускников программ MBA показал, что размер зарплаты по окончании обучения не оправдал надежды 27% выпускников, а 37% были разочарованы достигнутым в компании положением. Еще пять лет назад удовлетворенность выпускников по всем этим критериям была выше.
Лорен Ортманс, Дэлла Брэдшоу
Ведомости, 11 (3273)