Эксперты свидетельствуют: в ведущих мировых школах бизнеса набор слушателей уменьшился на 20-30%. И начался этот процесс вовсе не в последний, кризисный год, а лет пять назад. Причины разные, но одна из основных — глобализация образования. Зачем ехать в США, если открываются свои школы в Китае, Индии, Латинской Америке… У российского бизнес-образования многое еще впереди, ректоры наших школ уверены в блестящих перспективах и говорят: дайте время. Российские учреждения «послевузовского» бизнес-образования, несмотря на финансовый кризис, резкого спада интереса к своим программам не ощутили. В конце марта в некоторых из них стартуют очередные курсы обучения. И в этом нет ничего удивительного. За последние 50 лет мирового опыта было замечено, что, когда экономика идет на спад или выходит в рецессию, то спрос на МBА растет. Кстати, если сравнивать российский, американский и английский типы МВА, нужно иметь в виду следующее. Российские слушатели МВА, как и их британские коллеги, люди более зрелого возраста и профессионального статуса (согласно гостребованиям у нас — не менее двух лет управленческого стажа, на деле — чем больше, тем лучше). В основном предпочитают программы МВА формата part-time (обучение вечером и по выходным). Слушатель американского МВА обязательно будет моложе своих английских и российских коллег и занимается, как правило, на full-time программах (очно).
Программа МВА считается отработанной, если у школы уже состоялось не менее пяти выпусков. Это, по мнению экспертов Лиги МВА, один из основополагающих аспектов при выборе учебного учреждения. В идеале 60-70% преподавателей бизнес-школ должны быть практиками, руководить различными корпорациями или являться их собственниками. И только около 30 процентов могут составлять штатные преподаватели школы, профессура.
Лариса Каллиома
«Российская газета» — Спецвыпуск №4868 от 17 марта 2009 г.