29 мая в Школе IT-менеджмента РАНХГиС состоялся мастер-класс почетного президента международной Ассоциации CIO (IAC) Тошио Оби, на котором с докладом выступила президент японской организации CIO Наука Ивасаки.
Выпускники и слушатели программ МВА Школы IT-менеджмента вместе с японскими коллегами обсуждали изменения роли и задач CIO на ближайшие годы. Гости высказали несколько прогнозов об грядущих изменениях жизни общества и его институтов в результате применения информационных технологий.
Профессор Оби полагает, что через десять лет кампусы университетов и колледжей уже не будут нужны: все обучение будет проходить онлайн, студенты будут приходить в alma mater только при поступлении и для получения диплома. Доступность любых изданий в сети приведет к исчезновению библиотек. Медицинское обслуживание станет совсем иным: значительную часть лечебных процедур и обследований будут проводить на дому, что резко сократит потребность в больницах и поликлиниках. Уже сейчас, рассказал Тошио Оби, японские технологии позволяют проводить массовое обследование населения с помощью современных туалетов. Программа таких обследований готова, но японское правительство не разрешает ее реализовывать, потому что ее запуск приведет к сокращению медперсонала в стране вдвое. Изменятся и офисы: переход на удаленную работу в Японии уже активно идет.
Одной из ключевых проблем, определяющей задачи и программы правительства Японии в области информационных технологий, профессор Оби называет старение населения. Серьезным вызовом он считает и массовое применение роботизированных устройств и программ с искусственным интеллектом: в ближайшие пять лет использовать роботов с ИИ будет каждая компания, полагает Тошио Оби.
На изменении роли и задач CIO в своем докладе остановилась Наука Ивасаки, которая также преподает в многолетнем образовательном партнере Школе IT-менеджмента — университете Васеда.
Профессор Ивасаки выделяет пять поколений CIO. Первое, в 1980-е годы, занималось управлением информационными системами и передачей информации в офисе. Второе, в девяностые, планировало и внедряло информационную стратегию компании, как часть управленческой стратегии. Третье поколение, работавшее в нулевые годы, фокусировалось на управлении и стратегии, будучи своего рода посредниками между ИТ-департаментом и бизнес-подразделениями. Четвертое поколение — CIO десятых годов, стали лидерами IoT (интернет вещей, от англ. internet of things), облачных сервисов и цифровых инноваций. И, наконец, пятое поколение в двадцатых годах нашего века должно стать экспертами в области Big Data и применения искусственного интеллекта в бизнесе. Буква I, раньше обозначавшая информацию, теперь в аббревиатуре CIO означает и инновации, и инвестиции, и разведку (Intellegence).
Ключевыми для CIO Наука Ивасаки считает тринадцать компетенций:
- политики и организация
- лидерство и управление кадрами
- управление процессами и изменениями
- планирование и стратегия информационных ресурсов
- оценка производительности ИТ
- управление ИТ-проектами и программами
- контроль инвестиций и планирование затрат
- поглощения
- управление информацией и знаниями
- кибербезопасность и страхование информации
- корпоративная ИТ-архитектура
- оценка и управление технологиями
- технологии и социальная среда
Отвечая на вопросы о взаимоотношениях CDO и CIO, Наука Ивасаки отметила, что основная задача CIO — это управление компаний, а CDO применяет данные и ведет анализ данных. По ее данным на осень 2018 года CDO есть в 20% японских компаний, CIO в 80%. Кто кому подчиняется, зависит от приоритетов компании. Если для компании главное — анализ данных — то первым лицом будет CDO, а если же приоритетом является управление на базе ИТ, то — CIO. Есть много прецедентов, когда CIO становятся CDO, а вот наоборот происходит очень редко, заметила профессор Ивасаки.
Японские ученые считают, что роль CIO изменяется от инноваций технологических к инновациям в сервисах, которые оказываются клиентам компании. Изменения включают так же управление данными с помощью ИИ и IoT, движение к бизнес-менеджменту, риск-менеджменту, предотвращению катастроф.
Тошио Оби особенно акцентировал внимание участников на предотвращении катастроф. Он привел пример, когда один из заводов «Тойота Моторс» в Тайланде был затоплен наводнением. Пострадали готовые к отгрузке детали и, не получившие их вовремя, японские заводы встали. CIO должен рассматривать и прогнозировать подобные ситуации, по возможности, предотвращая их, анализируя связи в цепочках поставок. Обеспечение непрерывности бизнеса — одна из ключевых задач CIO.
Профессор Оби подчеркивает, что ключевая задача CIO, как минимум, на пару ближайших лет — научиться применять искусственный интеллект. Насколько быстро ИИ может обработать большие данные, которые генерирует интернет вещей? — это важнейший вопрос. В разработке, внедрении и развитии приложений для искусственного интеллекта велика роль государственных и правительственных организаций, отмечает Тошио Оби. Одновременно происходят и другие изменения задач: не сокращение расходов и издержек, как это было в последние годы, а инвестирование в новые области стоит в повестке дня CIO.
Программы МВА Школы IT-менеджмента:
Школа IT-менеджмента РАНХиГС