<..> Больше половины российских работодателей полагают, что получение MBA влияет на развитие карьеры, показало исследование Hays Россия. При этом только для четырех процентов наличие диплома — это решающий фактор при выборе кандидата. В тройку лидеров среди сегментов, где MBA важно, вошли стратегическое развитие бизнеса, маркетинг и PR, продажи. Меньше всего степень нужна IT-специалистам.
— Получение МВА позволяет серьезно повысить управленческие компетенции, поэтому практика показывает, что чаще всего за дипломом МВА идут те, кто недавно стал руководителем и нуждается в серьезном переосмыслении уже существующих знаний и навыков, чтобы соответствовать должности, — рассказал первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев. — Еще одна категория — менеджеры из отраслей, стагнирующих в кризис. Они инвестировали деньги и время в самый надежный актив — в себя.
Опрос лауреатов рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров» показал, что МВА в среднем есть у 23 процентов из них. Самое большое число обладателей степени среди финансистов (37 процентов), самое маленькое — среди директоров по коммуникациям (11 процентов).
В России есть сильные школы, в которых можно получить МВА, но большинство работодателей отдают предпочтение дипломам, полученным за рубежом. В исследовании Hays Россия отмечается, что почти 40 процентов российских компаний отдают предпочтение американским бизнес-школам, а 36 процентов международных компаний — европейским. Для четверти работодателей неважно, где была получена степень.- Конечно, различия между российскими и зарубежными программами существуют, — отметил руководитель Академии PwC Эндрю Тайлер. — В России, например, нет государственного стандарта МВА, каждая бизнес-школа выдает свой диплом. Ценность таких дипломов за пределами страны под вопросом, поскольку их бренды пока не слишком известны в мире.
По словам Тайлера, при выборе программы MBA стоит обратить внимание на экспертизу школы — кто преподает и насколько программа может качественно покрыть теоретическую и практическую стороны обучения. Для некоторых работодателей, как подчеркнул эксперт, бренд программы имеет значение, поэтому этот критерий также стоит учитывать.
<..> Выбирая школу, нужно учитывать, что платить за обучение, скорее всего, придется самостоятельно. Только 6 процентов работодателей готовы оплатить диплом сотрудникам. «Случаи оплаты работодателем обучения МВА сократились. Эта практика сохранилась в крупных иностранных компаниях по отношению к тем сотрудникам, которые имеют значительный срок работы в них», — рассказал директор по развитию кадрового агентства «Юнити» Рустам Барноходжаев. По его словам, повышенный спрос на выпускников МВА постепенно снизился. Наличие диплома отходит на второй план по сравнению с опытом работы и достижениями специалиста. «В большинстве случаев заказчики даже не упоминают про МВА при описании потенциальных кандидатов, — добавил эксперт. — Выпускники школ МВА могут иметь некоторое преимущество в тех случаях, когда заказчиками выступают тоже обладатели МВА или в тех случаях, когда речь идет о двух абсолютно идентичных кандидатах по опыту, при этом у одного из них есть диплом».
Евгения Носкова
Российская газета 17 апреля 2018