Онлайн-журнал «Эксперт Северо-Запад» на днях опубликовал материал «Востребованность бизнес-обучения в регионах России продолжает расти», основанный на результатах опроса 1200 членов сообщества менеджеров Executive.ru, организованного его редакцией и Московской школой управления «Сколково».
Радуясь всем хорошим новостям про рост востребованности бизнес-обучения, не могу все же не уточнить некоторые моменты.
Название отчета «Образовательные интересы российских руководителей» правильнее было бы сформулировать как «…интересы руководителей-членов сообщества», поскольку очевидно, что не только тысяча членов, но и сообщество в целом далеко не тождественно всей когорте российских руководителей. Соответственно, и журнал «Эксперт Северо-Запад» несколько поторопился выдать мнение этих уважаемых опрошенных за реальную картину отношения российских менеджеров к бизнес-образованию.
Эта терминологическая неточность становится заметной, в частности, при сравнении некоторых результатов данного опроса с прошлогодним, более фундаментальным исследованием компании «РБК Исследования рынков», впервые опубликованном на нашем портале ЗДЕСЬ. Выборка включала 5706 человек; образованное население городов России, от 100 -тысячников до миллионников.
Можно вслед за журналом «Эксперт Северо-Запад» радовать себя надеждой, что «почти половина региональных топ-менеджеров в следующем году намерена пройти онлайн курсы для руководителей, а 20% — получить степень MBA [в Москве — 22%]», но всякому работающему в бизнес-образовании очевиден спад числа поступающих на МВА, продолжающийся с 2008 г. по сию пору. К сожалению.
Еще более интересный, и столь же сомнительный в масштабах страны, вывод — «В абсолютных величинах востребованность программ MBA в регионах выросла на 8,5%. В столице, напротив, было зафиксировано снижение на 4,6%». Как говаривал незабвенный Черномырдин, «никогда такого не было, и вот опять!»
На деле — падение платежеспособного спроса в регионах, зафиксированное компанией «РБК Исследования рынков». Компания констатирует:»…сокращение расходов крупного бизнеса и государства на обучение сотрудников и МВА-программы, привело к фактическому банкротству бизнес-школ в ряде регионов».
В отношении опубликованных сведений по известности бизнес-школ также возникают большие сомнения. И хотя МШУ «Сколково» реально может оказаться впереди всех остальных бизнес-школ (на нее, в частности, «работает» и название одноименного фонда «Сколково», и вообще, телевизор в течение 10 лет), распределение остальных мест среди российских бизнес-школ существенно отличается от упомянутого исследования РБК. Вот как реально выглядит рейтинг известности бизнес-школ у россиян, заинтересованных в бизнес-образовании.
Интересно, что среди ответов на один из самых важных для бизнес-школ вопросов исследования «Какие школы вы рассматриваете для обучения» МШУ «Сколково» также оказывается номером один. В опросе побеждает организатор опроса. Можно, конечно, говорить о том, что опрашиваемые не знали, кто организатор опроса, но это мало кого убедит.
Обычно в бизнесе так и бывает, для того компании и проводят опросы потребителей. Типа, по данным опросов условной компании «Фэйри» большинство потребителей предпочитают чистящее средство «Фэйри». По сути, это такое ненавязчивое приглашение к обучению, мол, большинство руководителей рассматривают именно эту школу. Возможно, это случайность, и у почти 60 процентов менеджеров среднего звена из опроса найдется четыре или семь миллионов, например, за программу МВА или EMBA. Хотя у российских менеджеров с не-директорскими доходами, как показывает исследование РБК в части влияния доходов на место обучения, иные приоритеты.
А для топ-менеджеров, конечно, учиться в «намбер уан» престижно и полезно, даже в том крайнем случае, если основным результатом обучения может оказаться «директорская тусовка».
Меня вот что беспокоит: не получается ли так, что мы сначала берем достаточно произвольные данные, а потом на их основе конструируем некую реальность и сами начинаем в нее верить? Статистика — вещь лукавая. Конечно, в нашем информационном мире уже совсем никому не интересно, что происходит на самом деле, важнее, что и как об этом напишут.
Тем не менее, хотелось бы надеяться, что значительное число менеджеров всех уровней хочет учиться и понимает, для чего ему нужно бизнес-образование. Впрочем, ближайший осенний набор покажет, насколько серьезны гипотезы и оправданны надежды.
С.Кравцов
MBA.SU