Россия занимает первое место в мире по количеству женщин-руководителей.
Статистика по данным исследования компании Grant Thornton: 43% топ-менеджеров в России — женщины. За Россией следуют прибалтийские государства: Латвия (41%), Литва (39%) и Эстония (37%).
Число женщин в руководстве компаний в России вдвое больше, чем в США. Показатели численности женщин в руководстве компаний в США и Испании находятся ниже среднего уровня и составляют 22%. В Великобритании данный показатель составляет 20%, в Германии и Дании — 14%, в Швейцарии — 13%, а в Нидерландах менее 10% женщин занимают высокие посты в компаниях.
В целом, у женщин хорошо развит эмоциональный и социальный интеллект. С самого детства женщины знают, что их преимущество — умение строить отношения. Также у девочек быстрее развиваются языковые качества структурирования. В итоге, женщина чувствует себя уверенно в ситуациях, где нужно структурировать информацию, администрировать или проявлять способность к социальной адаптации.
Женщины-руководители чаще всего занимают должности:
1. Руководители отдела HR (ресурс: в области отношения с людьми женщины проявляют больше компетентности и интереса — это структурирование отношений, эмоциональная гибкость).
2. Руководители финансовых отделов (ресурс: структурированность и умение управлять женскими командами, четкость и надежность в управлении большими объемами информации).
3. Руководители отдела продаж (в некоторых бизнесах — банковская сфера, фармацевтический бизнес, медицинский бизнес, риэлтерский бизнес) за счет развитой клиенториентированной позиции, высокой компетентности в контексте отношений, где возможно применить манипуляцию.
4. Руководители юридических служб и аудиторских компаний (ресурс — умение администрировать)
5. Руководители маркетинговых и рекламных отделов, а также (ресурс: умение налаживать контакты, управлять и создавать впечатления)
В бизнесе заметна тенденция перехода от «ручных» бизнес-процессов к систематизации и автоматизации. В таких компаниях часто назначают директором по развитию руководителя-женщину.
В этой особенной и трудной ситуации как для владельца, так и для менеджмента компании, в целом, именно руководитель-женщина интуитивно определяет ценности, которые важно передать наемному менеджменту, создает договоренности между другими руководителями (минуя ловушки сложных отношений) и начинает постепенно наводить порядок в бизнес-процессах.
Мужчины на позиции директора по развитию часто более категоричны, их легче провоцировать на открытые конфликты, которые могут дискредитировать изменения.
Эксперты рекомендуют женщинам-лидерам сфокусироваться на обучении ключевым навыкам:
- Умение управлять эмоциональностью (особенно в конфликтных ситуациях) — женщины проигрывают тогда, когда не могут справиться со своей эмоциональной пристрастностью.
- Умение распределять контроль и снижать уровень своего контролирующего включения в бизнес, умение отстранятся.
- Умение сотрудничать, не сокращая дистанцию, не вовлекаясь в понимание и сочувствие своего партнеру.
- Умение давать самостоятельность сотрудникам, спрашивать с них, но не становиться для них «мамой».
- Развивать самодостаточность, не стремиться быть совершенной во всех ситуациях, не ориентироваться на «хорошую оценку» всех участников процесса.
Елена Виль-Вильямс и Игорь Чуланов, партнеры школы бизнеса «Синергия»
mba.su