Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


25.05.2015 / Декан Факультета международных образовательных программ, руководитель программ Kingston\РАНХиГС Маргарита Перепелица
Источник: ИОН РАНХиГС

Программа Kingston/ РАНХиГС - путь к повышению своей стоимости на рынке труда

Свою первую программу MBA в России бизнес-школа Kingston University London запустила в 1998 году в партнерстве с АНХ при Правительстве РФ (ныне Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).

Программа Kingston MBA стала развиваться и в 2008 году был запущен новый проект Kingston EMBA в РАНХиГС, а в 2014 году программа Kingston РАНХиГС MBA выиграла тендер Правительства Москвы на проведение англоязычной программы MBA для предпринимателей.

Интервью с деканом Факультета международных программ ИОН РАНХиГС и почетным членом Kingston University London Маргаритой Перепелицей о том, чему бизнес-школа должна учить в кризис и как британско-российская атмосфера способствует карьерному росту.

Чему школы должны учить в кризис?

Маргарита Перепелица: Думаю, мы пытаемся научить жить и управлять в мире неопределенности и хаоса, в условиях ограниченности всех ресурсов, находить новые направления для профессионального и личностного развития. В кризис многие из наших студентов теряют работу или их зарплата снижается на несколько уровней. Люди чувствуют себя подавленными и разбитыми.

Поэтому я бы сказала, что сегодня мы учим восставать из пепла и возрождаться. Даем необходимые инструменты, навыки, тренинги психологической устойчивости, которые помогут им в кризисной ситуации не растеряться, а наоборот, организовать в себе все лучшее, посмотреть в зеркало и сказать «я способен на это, я могу вытянуть эту ситуацию». И не просто сказать, а сделать. Мы учим наших слушателей концентрироваться на тех способностях и талантах, которые у них есть, помогаем их развивать, учим продавать себя лучше.

Как учите продавать себя?

М.П.: В самом начале своего обучения студенты Executive MBA проходят индивидуальные консультации по развитию своей карьеры с экспертами Executive search из международных компаний, работающих на российском рынке. Таким образом, они сразу оказываются в элитных базах крупнейших рекрутеров. Например, сейчас мы работаем с агентством Heidrick & Struggles, управляющим партнером которого является наш выпускник Ваагн Манукян. Агентство помогает слушателям доработать свои CV и профессиональное портфолио таким образом, чтобы они могли реализовать полученные советы, представить свои достижения и опыт наиболее выигрышным образом, научиться продвигать свой бренд в LinkedIn, на переговорах и так далее. При этом все делается на общественных началах - выпускники оказывают помощь тем, кто учится сейчас.

Кто ваши слушатели? Каков их портрет?

М.П.: На MBA приходят менеджеры среднего звена, которые хотят систематизировать приобретенные и получить новые знания в различных функциональных областях менеджмента. Зачем им это нужно? Чтобы получить общие представления обо всем и понимать язык и финансового директора, и маркетолога, и директора по персоналу, и операционного менеджера, и т.д. И, конечно, вовремя понять, остаться в той области, которую они выбрали, или кардинально поменять ее. И возраст у них: 25-32 года.

EMBA - это владельцы бизнеса и топ-менеджеры от 30 до 45 (и старше) лет. Они имеют серьезный управленческий бэкграунд и вплотную подошли к задаче переосмысления своего опыта и постановке новых жизненных и профессиональных целей. Некоторые топ-менеджеры хотят создать свой бизнес. Сейчас, конечно, не самые лучшие времена, но, согласно нашим исследованиям, до кризиса свое дело основывали 30-35% наших выпускников, а часть предпринимателей планируют диверсифицировать свой бизнес, ищут новые неизведанные «поля».

Каковы основные отличия в подходах к их обучению?

М.П.: Если на MBA это, скорее, стандартные курсы, то на EMBA преподаватели подают свои предметы с точки зрения междисциплинарного подхода, чтобы показать слушателю, как при принятии стратегических и управленческих решений учитывать разные функциональные области менеджмента. Как заставить все отделы работать вместе над решением общих задач? Ведь за каждой операционной неудачей стоит круг вопросов, часто напрямую не связанный с конкретной проблемой, но их понимание дает ключ к развитию. То есть на курсе по стратегическому менеджменту присутствует и business financial environment (чтобы показать, как внешняя среда влияет на выработку стратегии компании), и международный финансовый менеджмент (как финансы участвуют в выработке стратегии компании), и т.д.

Как сегодня меняются запросы слушателей на обучение?

М.П.: Мы рассматриваем наши программы как живой организм. Особенно в кризис. Программы постоянно претерпевают изменения, подстраиваясь под запросы рынка, слушателей. Сейчас, например, они хотят больше«workshops». Мы обратились в головной Kingston с тем, чтобы добавить в модули, которые идут у нас по пять-шесть дней 1 раз в 2 месяца, еще два дня - с тем, чтобы в каждый модуль дополнить workshop на актуальную тему, связанную с кризисом.
Workshop - это аналог мастер-класса, основанный на живых кейсах, который ведет гуру в своей области. Он формирует небольшие группы из студентов, раздает к кейсу задания, и ребята предлагают свои решения.

Вот примеры последних из них: «Инновационный маркетинг, создание и распространение продукта», который превосходит ожидания клиентов - автор Луиз Мартинез-Рибес, профессор Esade Business school; «Стратегический проджект менеджмент» Роднея Тернера, выпускника Оксфорда, профессора SKEMA Business school, автора более 15 книг и сотен статей, одного из лучших специалистов в области проджект менеджмента в Европе; «Разработка бренда и устойчивость в кризисный период» от Найджела Баркера и др.

Где вы берете кейсы из российской практики?

М.П.: Большую часть получаем от наших выпускников. Например, совсем недавно мы разбирали кейсы по «Башнефти», «МТС», «Сбербанку» и др. Также по просьбе слушателей стали делать больше внутренних бизнес-мастерских, где они делятся кейсами своих компаний - тем, как они лично справляются с кризисом. Это помогает больше узнать друг о друге, выработать общие решения, узнать точку зрения своих коллег - экспертов в той или иной области.
Это, так называемые, сесии «Experience sharing». На самом деле, эти консалтинговые практики позволяют взглянуть на проблемы с разных сторон и найти решения вместе с коллегами по учебе.

Еще в кризис из того, что просят наши студенты, очень полезными оказались бизнес-мастерские, когда приходят люди из бизнеса и рассказывают о своем личном опыте решения тех или иных проблем. Это не всегда наши выпускники, но всегда известные люди с живыми кейсами. Одна из последних встреч была, например, с Юлианой Слащевой (в прошлом - управляющий партнер и президент в «Михайлов и партнеры», ныне - генеральный директор в «СТС Медиа»). А еще не так давно, например, была встреча с нашим выпускником Ильей Якубсоном, он сегодня возглавляет крупнейшую группу компаний «Дикси», а также является президентом российской ассоциации ритейлоров, который рассказывал нынешним слушателям о реально тернистом пути, который он прошел из предпринимателя в топ-менеджеры. И тоже это было связано с кризисными временами.
Очень интересный мастер-класс дал на наших программах Олег Наговицын, генеральный директор «Газпроминвест проект», топ-менеджер, который провел более 2 тыс. успешных переговоров по привлечению инвестиций для компании «Газпром».

Кто из звездных гуру преподает на программах?

М.П.: Основной состав - это британские преподаватели. Но среди них есть те, кто приезжают из университетов со всего мира. Например, профессор Луиз Мартинез-Рибес, в прошлом директор Global Executive MBA, читает у нас курс «Инновации и маркетинг». Джона Питерса можно по праву назвать звездой. Это бывший военный летчик королевских военно-воздушных сил Великобритании, который бежал из афганского плена и на этом кейсе сделал курс «Лидерство: Экстремальный опыт».

Он рассказывает, как легко может сломаться психика и как одна минута может решить вопрос: погибнет человек или выживет. И как много зависит от личности в те или иные кризисные периоды, когда нужно выжить, выстоять. Преподаватель Бен Лэйкер, молодой и безумно талантливый преподаватель Kingston, приглашенный в Оксфорд, ведет у нас воркшоп по операционному менеджменту. Главное его качество - он умеет извлечь из групповой работы над кейсами гигантское количество креативных идей. Ребята потом говорят: «ну, я от себя такого не ожидал». Среди преподавателей есть бывший декан бизнес-школы Kingston, ныне профессор одной из лучших в Великобритании Henley Business school, Филипп Сэмюел. Это человек-оркестр. С одной стороны - профессор, который активно публикуется и издает книги, а с другой - бизнесмен, который создал многомиллионный бизнес - и на основе него он делает учебные кейсы, связанные с управленческой экономикой и стратегическим менеджментом.

Ваш выпускник Алексей Мамин в интервью признался, что благодарен вам за создание атмосферы, при которой нелегкий процесс обучения всегда сопровождали помощь и выручка. Что это за атмосфера?

М.П.: Не хочу пугать, но учиться у нас сложно. Здесь не проходят номера, когда вместо серьезной работы (эссайнмент) вы можете предоставить отписки и получить за это «pass». Бывает, что слушатели пересдают и диссертационные проекты. У нас жесткие дедлайны, слушатель каждые три недели должен сдавать качественно выполненные работы по одному из направлений менеджмента. А для этого мало прослушать лекцию, нужно прочитать дополнительные материалы, книги, выполнить кейсы, проработать тему в группе и т.д. Если говорить о трудоемкости, то многие наши студенты признались в том, что они ежедневно после работы два часа тратят на обучение. И это помимо выходных, которые обучение съедает полностью. И, конечно, в какой-то момент приходит мысль: «Зачем же я в это ввязался, еще и за собственные деньги?» Но в этом есть и определенный драйв. Ведь почти 90% завершают обучение. Это потому, что никто не ценит то, что дается легко.

В таком напряженном режиме поддержка коллег по учебе и администрации очень важна. Вы, наверное, слышали выражение, что формальное обучение делает вас выживаемым, а неформальное - успешным! И мы стараемся преуспеть в этой неформальной части (встречи, party, эвенты). И вот в результате из группы складывается, не побоюсь этого слова, «вторая семья». Возникает душевная атмосфера, в которой мы много узнаем друг о друге, искренне интересуемся, радуемся успеху. Именно в этой атмосфере человек не постесняется рассказать о самом сокровенном, наболевшем. Возникают моменты, когда теряют работу, что-то случается в семье, и человек считает естественным рассказать об этом и попросить помощи. А наши успешные выпускники и слушатели готовы помочь.

Как изменяется карьерная траектория вашего выпускника? На какой позиции карьерной лестницы обычно находится абитуриент и что происходит с его карьерой через два-три года после защиты диплома?

М.П.: Мы внимательно следим за их карьерной картой, она особенно хорошо видна на MBA-выпускниках. Они приходят с позиций линейных менеджеров. Вырастают не все, но через 2-3 года подавляющее большинство становятся топ-менеджерами. Например, всем известная Елизавета Осетинская. Она была и главным редактором «Ведомостей», и главным редактором русской версии Forbes, а сейчас - шеф-редактор проектов РБК. Когда она пришла к нам учиться - ей было 26 лет. Отучившись у нас, она сделала карьерный рывок - прошла собеседование на должность главного редактора «Ведомостей». Анжела Грачева - выпускница MBA-программы - через несколько лет после окончания обучения стала вице-президентом, руководителем департамента по связям с общественностью банка «Уралсиб».

Петр Фрадков - первый заместитель председателя правления «Внешэкономбанка»; Алексей Комиссаров, который был предпринимателем, когда учился на программе, - через несколько лет после окончания стал министром в Правительстве Москвы, а ныне - генеральный директор Фонда развития промышленности; Николай Соболев - сегодня первый заместитель генерального директора, финансовый директор компании «Соллерс»; Ольга Машковская - заместитель генерального директора по финансам компании «Базовый элемент»; и так далее.

Обращаясь к тем, кто задумался и решил, что пора, несмотря на трудные времена, пойти учиться, - желаю не забыть о том, что слово «кризис» означает в переводе с китайского языка: «опасность» и «возможность». Это сочетание заставляет человека раскрыть и мобилизовать все самое лучшее и талантливое, что в нем есть. Я понимаю, как сложно сейчас решить, что приоритетнее. Но знания, опыт, связи, которые вы получите от обучения, будут в вашей жизни значить очень много и вернутся, совсем недолго заставив себя ждать. Потому что эти инвестиции уже никто не отнимет.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования