■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
■ ОБЗОР ТЕМАТИКИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ВЫПУСКНИКОВ ЕМВА SIBE РАНХиГС
Программа MBA: принципы и содержание
1. Программа уровня МВА - это программа профессионального развития дженералистского характера для тех, кто обладает соответствующим значительным опытом практической работы, необходимым для того, чтобы внести вклад в образовательный процесс в рамках своей группы, с акцентом на лидерство, стратегическое управление и профессиональную ориентацию.
2. Цель программы уровня МВА заключается в том, чтобы:
- систематизировать и обогатить предшествующий практический опыт.
- развить у слушателей стратегическое мышление, предпринимательские навыки, инновационность и лидерские качества.
- развить понимание и сформировать опыт в изучении ключевых проблем бизнеса, в том числе, его трансформации и глобализации, и определить потенциальный вклад бизнеса в решение этих проблем.
- развить навыки межличностного взаимодействия и командной работы.
- развить умение применять накопленные и вновь приобретенные, знания и опыт для решения сложных проблем бизнеса в различном контексте.
- сбеспечить приобретение знаний на продвинутом уровне в области управления организацией и изучения среды, в которой она работает.
- сформировать понимание социально ответственного управления бизнесом.
- способствовать непрерывному обучению и личностному развитию.
3. Не менее 60% преподавателей, участвующих в реализации базовых профессиональных дисциплин представляемой на аккредитацию программы, должны быть штатными преподавателями образовательного учреждения, иметь ученую степень и/или звание, и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет.
К базовым дисциплинам относятся дисциплины по менеджменту и стратегиям развития организации, составляющие основу профессионального подхода к решению проблем менеджмента организаций с дженералистских и функциональных позиций в стратегической перспективе.
4. К преподаванию специальных дисциплин должны преимущественно (не менее 70% от общего количества преподавателей спецдисциплин) привлекаться руководители, специалисты, профессиональные тренеры, коучи, консультанты, имеющие практический опыт работы в бизнесе или научные исследования и разработки в данной предметной сфере.
К специальным дисциплинам (обязательным и по выбору) относятся дисциплины функциональной, отраслевой и иной специализации программы МВА и предусматривающие углубленное рассмотрение наиболее важных аспектов бизнеса и менеджмента, исходя из специфики программы МВА и целевой группы слушателей. Это дает возможность учесть индивидуальные предпочтения слушателей с позиций их организационных и карьерных интересов.
5. Характер программы уровня MBA учитывает соответствующий опыт работы слушателей. Программа предназначена для тех, кто в скором времени сможет внести существенный вклад в управление организацией на стратегическом уровне. Она должна обеспечивать как интеллектуально напряженную программу обучения, так и возможность личностного развития.
6. Узкоспециализированные программы профессиональной переподготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т. п.) не относятся к категории МВА, если их учебно-тематические планы не обеспечивают сбалансированного изучения всех основных сторон управления организацией в комплексе.
7. Программа уровня МВА должна давать соответствующие знания и понимание организации, внешней среды, в которой она работает, взаимодействия с акционерами. Следует достичь соответствия требованиям к стандартному содержанию программы. Программа должна обеспечить получение слушателями общих знаний в области управления, в том числе:
- концепции и процессы в области производства и сбыта товаров и/или услуг, финансирования предприятия или иной формы организации.
- концепции и методы бухгалтерского учета, количественных методов, а также управление информационными системами, включая ИТ-приложения.
- теория организации, организационное поведение, управление человеческими ресурсами и вопросы межличностного общения.
- процессы и проблемы общего управления на оперативном и стратегическом уровне.
- макро-и микроэкономика.
- влияние факторов внешней среды на организацию, в том числе правовые системы, демографические, этические, социальные и технологические вопросы.
- навыки управления изменениями.
- политика бизнеса и стратегии.
- лидерство и предпринимательство.
- устойчивость бизнеса, этика и управление рисками в принятии бизнес - решений.
- современные аспекты, такие как творческий подход, предпринимательство, инновации, электронная коммерция, управление знаниями и глобализация.
9. Нормативный объем программы уровня МВА при любой форме обучения составляет не менее 1800 часов академической трудоемкости, из них не менее 600 часов аудиторных занятий. Допускается замещение аудиторных занятий в размере, не превышающем 300 часов проведением занятий в дистанционном режиме
10. Программы могут проходить в формате полного и неполного учебного дня, использовать дистанционные методы обучения или быть смешанными.
Программа имеет поддержку через онлайн-платформу, к которой слушатели могут получить доступ вне кампуса и вне учебных часов.
В программах, разработанных на модульной основе, структура должна учитывать междисциплинарный подход к управлению, предусматривать средства, которыми достигается интеграция отдельных предметов.
Программы могут проводить значительную часть процесса обучения дистанционно или в формате «смешанного обучения». Программы, действующие в таких режимах, должны гарантировать, что слушатели получают образование, эквивалентное тому, что и слушатели очного формата.
***
Европейские руководящие принципы для программ МВА
(принято EQUAL, подписаны Российской ассоциацией бизнес-образования)
Дженералистская программа МВА предназначена для людей с опытом работы, ориентированная на образовательные результаты (приобретенные знания и понимания, профессиональные навыки и умения, универсальные навыки и умения), это программа, формирующая стратегическое мышление.
Раздел 1. Экономика - правовая среда бизнеса
- Закономерности экономического поведения субъектов
- Макроэкономические индикаторы в деятельности компании
- Предпринимательское право
- Трудовое право
- Корпоративное управление
- Институциональные отношения
Раздел 2. Личностное и профессиональное развитие
- Системное мышление менеджера
- Профессиональные навыки менеджера (тренинг)
- Персональное управленческое искусство
- Командообразование (тренинг)
- Бизнес - коммуникации (тренинг)
- Программа развития карьеры
- Самоменеджмент
- Английский язык
Раздел 3. Управление финансами
- Финансово-кредитная система
- Финансовые рынки и финансовые институты
- Налогообложение
- Бухгалтерский учет и финансовый анализ для менеджеров
- Бухгалтерский учет
- Управленческий учет
- Финансовый анализ
- Управление финансами фирмы
- Базовые концепции финансового менеджмента
- Инвестиционный менеджмент
- Оценка стоимости предприятия
- Риск-менеджмент (курс по выбору)
- Финансовые технологии
- Организация рынка ценных бумаг и биржевые операции
- Принятие краткосрочных финансовых решений
- Налоговый менеджмент (курс по выбору)
- Формирование финансовой политики организации (курс по выбору)
Раздел 4. Менеджмент
- Эволюция управленческой мысли, системный подход к управлению
- Общий и операционный менеджмент
- Внедрение системы сбалансированных показателей
- Логистический менеджмент
- Стратегический менеджмент
- Менеджмент качества
- Бизнес-планирование
- Управление проектами
Раздел 5. Человек в организации
- Организационное поведение
- Управление конфликтами
- Стратегия выживания (тренинг)
- Управление человеческими ресурсами
- Управление изменениями (тренинг)
- Кросс - культурный менеджмент (курс по выбору)
- Управленческие технологии
- Лидерство в менеджменте (тренинг)
- Теория и технологии эффективных коммуникаций в управлении (тренинг)
Раздел 6. Управление информацией
- Информационные системы и технологии
- Управление информацией и знаниями
- Телекоммуникационные квалификации
Раздел 7. Маркетинг
- Общий маркетинг
- Управление маркетингом
- Принятие ценовых решений.
- Технологии маркетинговых коммуникаций
- Маркетинговые технологии
- Управление продажами (тренинг)
- Брэндинг (курс по выбору)
Раздел 8. Международный бизнес и менеджмент
- Международная среда бизнеса
- Внешнеэкономическая деятельность
- Технологии международного бизнеса
Раздел 9. Прикладные проекты. Самостоятельная работа
- Консультирование.
- Управленческий консалтинг.
- Стажировки (по выбору).
- Компьютерная деловая игра (курс по выбору).
Аттестационный проект.