■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
■ ОБЗОР ТЕМАТИКИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ВЫПУСКНИКОВ ЕМВА SIBE РАНХиГС
XIV Народный рейтинг бизнес-школ России - 2023 (MBA.SU)
Комментарии руководителей бизнес-школ к рейтингу - «Профи МВА об МВА»
Давно потеряли актуальность дискуссии на тему, дает ли МВА практические навыки. Утвердительный ответ известен. Сегодня даже отъявленные скептики признают, что флагманская программа делового образования - MBA является эффективным драйвером бизнеса и карьеры. Какие бизнес-школы в России стали лучшими? Новое исследование портала «MBA в Москве и России».
Исследование интернет-портала MBA.SU, представившего топ-30 российских бизнес-школ, построено исключительно на опросе выпускников программ MBA и Executive MBA. Результаты рейтинга отражают их удовлетворенность обучением. Первый Народный рейтинг MBA.SU был составлен в 2010 г., и с тех пор выходит ежегодно. Он является независимым и с высокой степенью объективности отражает текущую ситуацию в деловом образовании.
В связи с тем, что реально оценить результаты обучения на MBA возможно не ранее двух-трех лет после его завершения, опрашивались выпускники 2020-2021 гг. В опросе 2023 г. участвовали 928 человек, проходивших обучение в 39 бизнес-школах десяти регионов России и представляющих не менее 95% сегодняшнего национального рынка программ MBA и EMBA. Опрос проводился при содействии ассоциаций выпускников бизнес-школ и Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). В шорт-лист XIV Народного рейтинга включены бизнес-школы, от выпускников которых получено не менее 20 анкет.
В опросе участвовали выпускники программ MBA, имеющих разную стоимость - от недорогих онлайн- до премиальных очных программ. Мы не считаем, что цена программы является безоговорочным показателем ее качества, хотя роль, например, более компетентных и высокооплачиваемых преподавателей, а также более широкого ассортимента курсов и тренингов трудно оспорить. Одно очевидно: стоимость программы косвенно отражается на уровне аудитории и степени удовлетворенности выпускников полученными деловыми связями.
ДОХОДЫ И КАРЬЕРНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
Согласно опросу, доходы менеджеров среднего звена после обучения по программе МВА в среднем выросли на 52%, менеджеров высшего звена - на 48%, а владельцев бизнеса - на 91% (рис. 1). Стоит отметить, что снижения заработков у слушателей не наблюдалось.
Рост дохода выпускников нередко сопровождается повышением должностного статуса. Наибольший карьерный рост показали менеджеры среднего звена - 55%, а также линейные менеджеры - 54% (рис. 2).
Структура аудитории МВА после обучения значительно изменилась, особенно в категориях менеджеров высшего и среднего звена. Доля первых увеличилась, а вторых - уменьшилась за счет перехода в более высокий статус.
СПЕЦИФИКА МОМЕНТА
Динамика изменений и усложнение среды ведения бизнеса всегда стимулируют перемены в бизнес-образовании в целом и программах МВА в частности.
Несмотря на турбулентность в экономике, спрос на качественное MBA-образование растет. Это подтверждают наблюдения не только ведущих столичных бизнес-школ, но и бизнес-школ Екатеринбурга и Новосибирска. Одновременно наблюдается снижение спроса на программы MBA нижнего ценового сегмента, из-за чего таким бизнес-школам, предлагающим такие программы, приходится вводить скидки, достигающие иногда 50% от стоимости программы.
Дефицит кадров, способных решать бизнес-задачи в новых условиях, вызывает повышенное внимание компаний к качественной подготовке своих менеджеров. Востребованы программы МВА, в которых учитываются последние изменения в экономике, новые модели ведения бизнеса, достижения ИT-технологий.
Вести обучение по лекалам даже пятилетней давности становится все более затруднительно.
Российское бизнес-образование находится в поиске новых смыслов и идей, которые позволят сделать его более эффективным в сложившихся экономических условиях.
XIV Народный рейтинг российских бизнес школ -2023 (MBA.SU)
Примечание: В рейтинге учитываются оценки выпускников программ MBA и Executive MBA независимо от формы обучения (очно-заочный, модульный, смешанный/ blended, дистанционный и др.). Поэтому все возможные интерпретации результатов будут заведомо некорректны.
Методика
Участниками рейтинга стали бизнес-школы, работающие на российском рынке бизнес-образования, ведущие обучение по программам МВА/ Executive MBA.
Основной целью исследования является оценка удовлетворенности выпускников обучением (программы МВА и Executive MBA) по следующим критериям:
1. Рост дохода в течение 2-4 лет после окончания обучения
2. Карьерный рост после получения МВА
3. Уровень деловых связей, приобретенных в бизнес-школе за время обучения
4. Уровень личного и профессионального развития, полученного в бизнес-школе.
Весовые коэффициенты (степень влияния на итоговую оценку школы) были приняты следующими:
- рост дохода и карьерный рост - 1,0
- личное и профессиональное развитие - 0,67
- деловые связи - 0,33
Такое распределение весов связано с уровнями приоритетности целей поступающих в бизнес-школы, и последующего влияния критерия на результат от обучения.
Итоговый балл для каждой школы рассчитывался по формуле:
Σ = ( R+C)/n + (P/n)*0,67 + (B/n)*0,33
где:
R - сумма оценок роста дохода
С - сумма оценок карьерного роста
P - сумма оценок личного и профессионального развития
В - сумма оценок деловых связей
n - количество анкет.