Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС ПРИЁМА НА ПРОГРАММУ MBA ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО?
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


Отличия МВА от магистратуры

Перечислим несколько родовых отличий программы МВА от программ второго высшего образования или магистратуры.

1. Программа МВА в отличие от магистратуры - это всегда послеопытная программа, нацеленная на то, что люди, имеющие практический опыт, будут на занятиях им делиться. То есть на ней бесполезно учиться тем, кто еще не работал хотя бы три-пять лет - вчерашним выпускникам бакалавриата.

Справочно: так называемые "доопытные программы МВА" (обычно одногодичные, имеющие конкретную специализацию) во всем мире не относятся к программам МВА, а называются "Specialized Master Programs" - программами прикладной, специализированной магистратуры. В отличие от научной и двухгодичной магистратуры, эти программы ориентированы на получение востребованной, часто новой для рынка профессии. В российском законе "Об образовании" такие программы отсутствуют. А магистерская программа существует только в научном двухгодичном формате. Тем не менее, спрос на них на рынке существует.

2. лучшие профессора и преподаватели - это практики.

Научные степени и звания для преподавателей МВА вторичны. Они должны знать реалии современного бизнеса в России. В отличие от профессоров, которые умееют красиво говорить в университетской аудитории, преподаватели-практики большую часть времени молчат, предварительно "разговорив" аудиторию на обмен реальным опытом по изучаемой проблеме или курсу, чтобы в конце занятия выделить и обобщить фрагменты родившегося в аудитории нового практического знания, опирающегося на сегодняшнюю ситуацию на рынке.

3. программа МВА ориентирована на средний функциональный менеджмент и кадровый резерв.

То есть на людей, занимающих в компаниях должности уровня начальника отдела маркетинга, замначальника отдела финансов и т.п. Это люди со средним возрастом 30-35 лет. Им нужна техника и инструментарий практического управления при очень небольшой прослойке теории, причем всегда прикладной. Поэтому хотя бы половину времени на МВА должны преподавать люди, имеющие опыт практической работы и/или управленческого консалтинга. А на функциональной специализации (примерно 80-100 часов в завершающей части программы) - вообще только практики, работающие в реальном бизнесе.

4. на хорошей программе МВА не должны перемешиваться представители среднего и топ-менеджмента.

Почему? Руководителям функциональных направлений компании для карьерного роста нужно много инструментов и техник и мало стратегии. А высшему руководству - напротив, технический инструментарий неинтересен: у них для реализации технических решений есть подчиненные на среднем уровне управленческой вертикали. Для них стратегия и эффективное личное лидерство - ключевые компетенции. Отсюда, если эти люди перемешаны в одной группе, имея разновекторные интересы, они будут подсознательно "тянуть" фокус занятия в разные стороны.

Для высших руководителей в бизнес-школе должна быть своя программа МВА, - это Executive МВА (EMBA). Здесь важно также выдержать высокую планку управленческого стажа. Обычно ожидается, что он будет у учащихся не менее 7-8 лет работы на должности руководителя.

(по материалам интервью президента РАБО С.П.Мясоедова "Интерфакс")


Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования