Основным методом обучения в бизнес-школе является бизнес-кейс (case-study) — детальное описание ситуации из реальной практики компании: проблема, которую она решала, наличие ресурсов, существующие условия и ограничения, предпринятые шаги.
Слушателям ставится задача по решению кейса, т.е. нахождению эффективного управленческого решения в данных условиях. Найденное решение можно сравнить с тем, что делала сама компания и соотнести с полученным результатом.
Описание кейса может содержать от 5 до 50 страниц, где даются финансовые показатели компании, маркетинговая информация (объем рынка, величина спроса, ценовые показатели и т.д.), общеэкономические показатели и другая информация, необходимая для анализа ситуации и принятия решения.
В решении неструктурированных кейсов слушатель отрабатывает навыки сбора и анализа большого объема информации, оценки имеющихся и потенциально достижимых ресурсов, оценки рисков, выработки стратенических решений в условиях неопределенности. Часто на решение кейса выделяется ограниченное время. Естественно, верное решение может быть не единственным и не совпасть с тем, что было в кейсе.
Разновидностью case-studies являются т.наз. «живые кейсы», т.е. решения имеющихся бизнес-ситуаций в практике слушателей. В этом случае слушатель-инициатор предоставляет коллегам всю необходимую информацию. Слушатели в группе пытаются решить проблему: найти коммерчески перспективную идею, просчитать варианты действий компании на рынке, предложить стратегию компании по реализации идеи, стратегию маркетинга и т.д.
Метод бизнес-кейсов, впервые разработанный в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века, показал свою эффективность и широко применяется в бизнес-школах.
Распространенная критика этого метода говорит о том, что-де слушатели привыкают к стандартному набору решений и в дальнейшей практике пытаются решить проблему также стандартно. Это неверно: практика решения большого числа кейсов, напротив, формирует у слушателя MBA навык эффективного поиска вариантов, нелинейных бизнес-комбинаций и нестандартных решений. Примерно так же, как это происходит во время тренировок шахматистов, использующих стандартные элементы игры для построения новых стратегий.