Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
ПРОГРАММА PROFESSIONAL MBA «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ»: МАСТЕРСТВО И ИННОВАЦИИ В ФИНАНСОВОМ УПРАВЛЕНИИ
РЕКТОР МШУ "СКОЛКОВО" АЛЕКСАНДР КИМ: «ДЛЯ НАС ВАЖНЫ СТРАНА И МИР, НО СТРАНА - НА ПЕРВОМ МЕСТЕ»


Рекомендации в бизнес-школу: что в реальности?

Нередко бизнес-школы с гордостью сообщают о небывало высоких процентах поступающих "по рекомендациям", у кого-то эта цифра доходит аж до 85-90%!

Это проверить никак нельзя. Да и цифра эта лукавая - бизнес-школы обычно считают рекомендацию основной причиной поступления, даже если ее поступающие в анкетах указывают среди десятка других причин. И уж, конечно, в этих калькуляциях не учитываются те, кто не рекомендовал свою бизнес-школу. Подробнее -«Систематическая ошибка выжившего» или сколько слушателей приходит в бизнес-школу по рекомендациям.

Трудно вообразить, чтобы кто-то действительно был готов заплатить стоимость автомобиля, положившись только на рекомендацию кого-то из коллег по работе. Да даже если и друзей, не разбираясь, просто поверив им на слово. Это не утюг купить, разонравился - выбросил. Доверять кому-то, по сути, выбор своего будущего?

Ведь сам рекомендующий в свое время, выбирая бизнес-школу, руководствовался, может быть, совсем иными соображениями. Например, ему понравилось, что она недалеко от работы или дома. А может, напомнила любимый институт, преподаватель понравился на дне открытых дверей (и он подумал, что все преподаватели будут такими). Или понравилось, что группа большая (маленькая), или что администрация не сильно донимала с посещаемостью, "входя в положение". У вас могут быть совсем иные подходы, запросы. Неужели не потратите время, что проанализировать условия этой "инвестиции в себя", как любят говорить наши бизнес-школы?

Регулярно проводя опросы, мы столкнулись с удивительным фактом: даже если опрашиваемый ставит низкие оценки своему обучению, он тем не менее, часто готов рекомендовать остальным свою бизнес-школу. Таких случаев - до 20%. Вроде, парадокс, но объяснение есть. Если человеку не понравилось учиться в бизнес-школе и он зря потерял время и деньги - он не склонен это афишировать, полагая, что будет выглядеть неудачником в глазах других. Напротив, человеку свойственно хвалить все то, к чему он имел отношение.

Вот почему мы против слепого следования любым рекомендациям. Выслушайте, конечно, но выбор делайте свой. Правда, некоторые бизнес-школы обещают скидку, если к ним пришли по рекомендации. Но ведь это - из области стимулирования продаж и к нашему вопросу не имеет отношения.

посмотреть ОЦЕНКИ обучения »

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования