У каждой категории менеджеров, в зависимости от занимаемой ими позиции в компании, свои цели и свое представление о желаемом результате обучения. Здесь приведены портреты потенциальных слушателей программ бизнес-образования (в том числе, уровня MBA и EMBA), построенные на основе опросов в совместном исследовании СберУниверситета и РАНХиГС (апрель 2025 г.).
В опросе приняли участие 476 слушателей и выпускников программ бизнес-образования, из них:
В соответствии с принятыми нормами, к малому и среднему бизнесу отнесены компании со штатом сотрудников до 250 человек, к крупным компаниям — со штатом более 250 человек.
Как видно, из приведенных данных:
- целью обучения менеджеров среднего звена является повышение профессионального уровня
- целью обучения топ-менеджеров, помимо повышения профессионального уровня, выступает личностное развитие
- наиболее востребованным направлением обучения для топ-менеджеров и менеджеров среднего звена является стратегическое управление
- топ-менеджеры предпочитают длительные программы с глубоким погружением в тему (преимущественно, очные)
- менеджеры среднего звена (в зависимости от крупности бизнеса и выделяемого бюджета на обучение) предпочитают среднесрочные или краткосрочные программы
- Всё зависит от карьерных целей обучающегося. Менеджеры среднего звена и даже линейные менеджеры (их на программах МВА порядка 10%), стремящиеся занять более высокую должность, предпочитают такие же программы, как и топ-менеджеры
- Вопрос оплаты обучения является ключевым. Обычно за счет компании на программах уровня МВА и ЕМВА могут обучаться только высшие руководители. Менеджерам среднего звена и линейным менеджерам предлагаются короткие программы и тренинги. Но, как правило, если есть возможность оплатить обучение на MBA сами, они обучаются в частном порядке. По данным MBA.SU свыше 75% слушателей MBA оплачивают обучение сами.