Сегодня модно говорить о том, что классическое образование доживает последние дни и скоро все будут учиться дистанционно. Пандемия коронавируса как нельзя более способствует распространению этих взглядов.
Однако, бизнес-образование, и в особенности, правильную программу МВА, нельзя сравнивать с онлайн-курсами по тому или иному предмету. Даже если курсы снабжены тестами и проверочными работами, и налажена полноразмерная, а не формальная, как в большинстве случаев, связь с преподавателем. Такое тянет лишь на курсы повышения квалификации, а не на МВА, какие бы чудеса вам не обещались.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННЫХ МВА
Согласно исследованию компании eLearning center (2021), в процессе изучения курсов 74% обучающихся нужна ПОДДЕРЖКА ЭКСПЕРТА и 85% необходимо ОБСУЖДЕНИЕ С КОЛЛЕГАМИ. То есть, как раз та среда, которая формируется хорошей бизнес-школой, прежде всего, в очных программах.
МВА-онлайн только тогда приблизится к оффлайновым программам, когда бизнес-школа сможет технически организовать для слушателей виртуальное онлайн-общение с преподавателем и между собой, с возможностью работы в малых группах и с онлайн-обратной связью с преподавателем.
«Мы говорим прежде всего о живом преподавании через широкополосный интернет с хорошей акустической аппаратурой, большими экранами — когда профессор в состоянии видеть 10-20-30 человек одновременно в виртуальной лаборатории. Реагировать на их вопросы. Разбивать их на малые группы и отправлять на подготовку групповой презентации в разные виртуальные классы. Такое онлайн-образование по качеству практически не проигрывает работе в аудитории. А по ряду моментов открывает дополнительные возможности.
Дистантные программы, где выступления профессоров заранее записываются (вариация «Курсеры»), также могут быть весьма эффективными при условии, что записи регулярно обновляются, а за прослушанными лекциями следует большая учебно-методическая работа со студентами (обсуждение материалов дополнительного чтения, решение задач, управленческих кейс-стадиз, работа над командными проектами, сдача различных вариантов проверочных испытаний и работ».
Сергей Мясоедов, директор ИБДА РАНХиГС, презиидент Российской Ассоциации бизнес-образования (РАБО) в интервью РБК «Мясоедов: не встречал успешных бизнесменов, которые любят только деньги», 11 марта 2021 г.
Большинство выпускников программ MBA отвечает, что ценность MBA — не в качестве учебного материала. Ценность — это люди, нетворкинг и возможности найти работу в этой среде. В онлайн-обучении нетворкинг весьма условен, полезное общение сведено к минимуму. Даже встречи в ходе кратковременных «очных сессий» (если они предусмотрены) не спасают — люди плохо знакомы между собой и общение носит поверхностный характер.
Если речь идёт только о получении знаний в одной конкретной области — годится любой онлайн-курс, необязательно чтобы он назывался MBA (как многие догадались, раскрученная аббревиатура флагманской программы бизнес-образования здесь служит исключительно для маркетинга, в целях привлечения клиентов).
Для следующей ступени — формирования навыков — требуется много индивидуальной обратной связи преподавателя с каждым участником и главное — работа в мини-группах, где материал подобран под особенности участников группы.
Конечно, никто не запрещает учиться на онлайн-программах, которые только называются онлайн МВА, а на деле представляют собой простое натаскивание на решение шаблонных ситуаций. И это — польза. Но не МВА. Если хотите получить реальные знания с возможностью удаленного обучения, рассмотрите МВА формата blended learning.
В российской практике часто высказывается мнение (в основном, провайдерами онлайн-обучения), что качество дистанционного обучения соответствует качеству очного обучения. При этом потребителю предлагаются, в основном, курсы, записанные в видео-формате, видеоконференции по ZOOM и тесты.
По мнению ведущей мировой ассоциации в сфере бизнес-образования AACSB, онлайн-программы MBA должны соответствовать тем же жестким 15 стандартам, которые применяются к очным программам (Т.Мескон).
К сожалению, такого пока и близко нет. Способны ли дотянуться до них отечественные «онлайн бизнес-школы» — вопрос пока дискуссионный. Некоторые школы предлагают слушателям видеозаписи очных занятий, но это тоже мало, что даёт. Известно, что в случае правильного дистанционного обучения необходимо часто менять активности, т.е. слушатели не могут сидеть перед компьютером столько же, сколько на очном занятии — внимание рассеивается, растёт утомляемость и материал плохо усваивается. Каждые 5-20 минут преподаватели должны переключать слушателей в разные форматы: слушание, обсуждение, участие в опросе, прохождение теста, разбиение на группы и групповая дискуссия, выработка решения задачи внутри малои? группы.
Это требует от бизнес-школы огромной работы и ресурсов, т.к. необходимо полное переформатирование имеющихся курсов. На сегодняшний день в должной мере такое не реализовано нигде. Поэтому применение термина «дистанционное обучение на МВА» или «онлайн-МВА», которое используют некоторые бизнес-школы, в значительной степени формально. Как способ самостоятельного изучения теоретической части бизнес-курсов и отдельных предметов имеющиеся дистанционные программы вполне подходят.
Однако отдельные образцы качественной программы Online МВА уже есть — см. здесь»
Программа | Бизнес-школа | Длитель- ность |
Организация обучения |
МВА | Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | 21 мес. | дистанционно |
MBA «Евроменеджмент — Мастер делового администрирования» | Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС | 2 года | дистанционно |
МВА «Современные технологии управления внешнеэкономической деятельностью» | Факультет международного бизнеса Всероссийской академии внешней торговли | 2 года | дистанционно |
MBA «Продажи» | Eduson Академия | 4 месяца | дистанционно |
MBA «Лидер цифровой трансформации» (Digital Transformation Management & Leadership MBA) | Академия АйТи | 256 часов | дистанционно |
MBA General | City Business School | 18 мес. | дистанционно |
MBA Intensive | City Business School | 12 мес. | дистанционно |
MBA Start | Moscow Business School | 1,5 года | дистанционно |
MBA Professional | Moscow Business School | 1,5 года | дистанционно |
MBA Отраслевой | Moscow Business School | 1,5 года | дистанционно |
МВА «Современные технологии управления ВЭД» | Бизнес-школа ВАВТ | 11 мес. | дистанционно |
MBA «Менеджмент» | Бизнес-школа МФЮА | 2 года | дистанционно |
МВА «Стратегический менеджмент» | Бизнес-школа Синергия | 2 года | online |
Мастер делового администрирования (МВА) | Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева | 2 года | дистанционно |
MBA General «Стратегический менеджмент» | Оренбургская бизнес-школа | 10 мес. | дистанционно |
Читайте по теме:
- Качественная российская онлайн-МВА программа (на примере ИБДА РАНХиГС)
- Выбрать дистанционную МВА: 4 вопроса, на которые нужно получить ответ
- Какой должная быть настоящая онлайн-программа МВА?
- Качество дистанционных програм по мнению посетителей портала
- Почему большинство не заканчивает курсы дистанционного обучения?
- Рейтинг QS лучших бизнес-школ с онлайн-МВА
- Рейтинг Financial Times лучших бизнес-школ с онлайн-МВА
- Аккредитующие ассоциации в сфере дистанционного обучения
- Какие аккредитации считают престижными (авторитетными) и чем они отличаются от остальных?