Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Аккредитации
Статьи MBA
Отзывы выпускников
Оценки выпускников
 АКТУАЛЬНО    ТОП преподавателей российских бизнес-школ НУЖНО ЛИ «ПЕРЕИЗОБРЕТАТЬ» МВА? ОПРОС ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММ MBA/ EMBA (2022)

MBA онлайн

Сегодня модно говорить о том, что классическое образование доживает последние дни и скоро все будут учиться дистанционно. Пандемия коронавируса как нельзя более способствует распространению этих взглядов.

Однако, бизнес-образование, и в особенности, правильную программу МВА, нельзя сравнивать с онлайн-курсами по тому или иному предмету. Даже если курсы снабжены тестами и проверочными работами, и налажена полноразмерная, а не формальная, как в большинстве случаев, связь с преподавателем. Такое тянет лишь на курсы повышения квалификации, а не на МВА, какие бы чудеса вам не обещались.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИТАНЦИОННЫХ МВА

Согласно исследованию компании eLearning center (2021), в процессе изучения курсов 74% обучающихся нужна ПОДДЕРЖКА ЭКСПЕРТА и 85% необходимо ОБСУЖДЕНИЕ С КОЛЛЕГАМИ. То есть, как раз та среда, которая формируется хорошей бизнес-школой, прежде всего, в очных программах.

МВА-онлайн только тогда приблизится к оффлайновым программам, когда бизнес-школа сможет технически организовать для слушателей виртуальное онлайн-общение с преподавателем и между собой, с возможностью работы в малых группах и с онлайн-обратной связью с преподавателем.

«Мы говорим прежде всего о живом преподавании через широкополосный интернет с хорошей акустической аппаратурой, большими экранами - когда профессор в состоянии видеть 10-20-30 человек одновременно в виртуальной лаборатории. Реагировать на их вопросы. Разбивать их на малые группы и отправлять на подготовку групповой презентации в разные виртуальные классы. Такое онлайн-образование по качеству практически не проигрывает работе в аудитории. А по ряду моментов открывает дополнительные возможности.

Дистантные программы, где выступления профессоров заранее записываются (вариация «Курсеры»), также могут быть весьма эффективными при условии, что записи регулярно обновляются, а за прослушанными лекциями следует большая учебно-методическая работа со студентами (обсуждение материалов дополнительного чтения, решение задач, управленческих кейс-стадиз, работа над командными проектами, сдача различных вариантов проверочных испытаний и работ».

Сергей Мясоедов, директор ИБДА РАНХиГС, презиидент Российской Ассоциации бизнес-образования (РАБО) в интервью РБК "Мясоедов: не встречал успешных бизнесменов, которые любят только деньги", 11 марта 2021 г.

Большинство выпускников программ MBA отвечает, что ценность MBA - не в качестве учебного материала. Ценность - это люди, нетворкинг и возможности найти работу в этой среде. В онлайн-обучении нетворкинг весьма условен, полезное общение сведено к минимуму. Даже встречи в ходе кратковременных "очных сессий" (если они предусмотрены) не спасают - люди плохо знакомы между собой и общение носит поверхностный характер. 

Если речь идёт только о получении знаний в одной конкретной области - годится любой онлайн-курс, необязательно чтобы он назывался MBA (как многие догадались, раскрученная аббревиатура флагманской программы бизнес-образования здесь служит исключительно для маркетинга, в целях привлечения клиентов).

Для следующей ступени - формирования  навыков - требуется много индивидуальной обратной связи преподавателя с каждым участником и главное - работа в мини-группах, где материал подобран под особенности участников группы.

Конечно, никто не запрещает учиться на онлайн-программах, которые только называются онлайн МВА, а на деле представляют собой простое натаскивание на решение шаблонных ситуаций. И это - польза. Но не МВА. Если хотите получить реальные знания с возможностью удаленного обучения, рассмотрите МВА формата blended learning.

В российской практике часто высказывается мнение (в основном, провайдерами онлайн-обучения), что качество дистанционного обучения соответствует качеству очного обучения. При этом потребителю предлагаются, в основном, курсы, записанные в видео-формате, видеоконференции по ZOOM и тесты.

По мнению ведущей мировой ассоциации в сфере бизнес-образования AACSB, онлайн-программы MBA должны соответствовать тем же жестким 15 стандартам, которые применяются к очным программам (Т.Мескон).

К сожалению, такого пока и близко нет. Способны ли дотянуться до них отечественные "онлайн бизнес-школы" - вопрос пока дискуссионный. Некоторые школы предлагают слушателям видеозаписи очных занятий, но это тоже мало, что даёт. Известно, что в случае правильного дистанционного обучения необходимо часто менять активности, т.е. слушатели не могут сидеть перед компьютером столько же, сколько на очном занятии - внимание рассеивается, растёт утомляемость и материал плохо усваивается. Каждые 5-20 минут преподаватели должны переключать слушателей в разные форматы: слушание, обсуждение, участие в опросе, прохождение теста, разбиение на группы и групповая дискуссия, выработка  решения задачи внутри малой группы.

Это требует от бизнес-школы огромной работы и ресурсов, т.к. необходимо полное переформатирование имеющихся курсов. На сегодняшний день в должной мере такое не реализовано нигде. Поэтому применение термина "дистанционное обучение на МВА" или "онлайн-МВА", которое используют некоторые бизнес-школы, в значительной степени формально. Как способ самостоятельного изучения теоретической части бизнес-курсов и отдельных предметов имеющиеся дистанционные программы вполне подходят.

 Однако отдельные образцы качественной программы Online МВА уже есть - см. здесь»

Программа Бизнес-школа Длитель-
ность
Организация обучения
МВА Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС 21 мес. дистанционно
МВА «Современные технологии управления ВЭД» Бизнес-школа ВАВТ
11 мес.
дистанционно
MBA «Менеджмент» Бизнес-школа МФЮА
2 года
дистанционно
МВА «Стратегический менеджмент» Бизнес-школа Синергия
2 года
online



Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования