Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Аккредитации
Статьи MBA
Отзывы выпускников
Оценки выпускников
 АВТОРИТЕТНО  МВА ИБДА РАНХИГС: НАШ ОТВЕТ КРИЗИСАМ ИДАБ ГУУ: УЧИМ ПРИНИМАТЬ СЛОЖНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ NEW! XIII НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ БИЗНЕС-ШКОЛ РОССИИ - 2022 (MBA.SU)

MBA онлайн

Сегодня модно говорить о том, что классическое образование доживает последние дни и скоро все будут учиться дистанционно. Пандемия коронавируса как нельзя более способствует распространению этих взглядов.

Однако, бизнес-образование, и в особенности, правильную программу МВА, нельзя сравнивать с онлайн-курсами по тому или иному предмету. Даже если курсы снабжены тестами и проверочными работами, и налажена полноразмерная, а не формальная, как в большинстве случаев, связь с преподавателем. Такое тянет лишь на курсы повышения квалификации, а не на МВА, какие бы чудеса вам не обещались.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННЫХ МВА

Согласно исследованию компании eLearning center (2021), в процессе изучения курсов 74% обучающихся нужна ПОДДЕРЖКА ЭКСПЕРТА и 85% необходимо ОБСУЖДЕНИЕ С КОЛЛЕГАМИ. То есть, как раз та среда, которая формируется хорошей бизнес-школой, прежде всего, в очных программах.

МВА-онлайн только тогда приблизится к оффлайновым программам, когда бизнес-школа сможет технически организовать для слушателей виртуальное онлайн-общение с преподавателем и между собой, с возможностью работы в малых группах и с онлайн-обратной связью с преподавателем.

«Мы говорим прежде всего о живом преподавании через широкополосный интернет с хорошей акустической аппаратурой, большими экранами - когда профессор в состоянии видеть 10-20-30 человек одновременно в виртуальной лаборатории. Реагировать на их вопросы. Разбивать их на малые группы и отправлять на подготовку групповой презентации в разные виртуальные классы. Такое онлайн-образование по качеству практически не проигрывает работе в аудитории. А по ряду моментов открывает дополнительные возможности.

Дистантные программы, где выступления профессоров заранее записываются (вариация «Курсеры»), также могут быть весьма эффективными при условии, что записи регулярно обновляются, а за прослушанными лекциями следует большая учебно-методическая работа со студентами (обсуждение материалов дополнительного чтения, решение задач, управленческих кейс-стадиз, работа над командными проектами, сдача различных вариантов проверочных испытаний и работ».

Сергей Мясоедов, директор ИБДА РАНХиГС, презиидент Российской Ассоциации бизнес-образования (РАБО) в интервью РБК "Мясоедов: не встречал успешных бизнесменов, которые любят только деньги", 11 марта 2021 г.

Большинство выпускников программ MBA отвечает, что ценность MBA - не в качестве учебного материала. Ценность - это люди, нетворкинг и возможности найти работу в этой среде. В онлайн-обучении нетворкинг весьма условен, полезное общение сведено к минимуму. Даже встречи в ходе кратковременных "очных сессий" (если они предусмотрены) не спасают - люди плохо знакомы между собой и общение носит поверхностный характер. 

Если речь идёт только о получении знаний в одной конкретной области - годится любой онлайн-курс, необязательно чтобы он назывался MBA (как многие догадались, раскрученная аббревиатура флагманской программы бизнес-образования здесь служит исключительно для маркетинга, в целях привлечения клиентов).

Для следующей ступени - формирования  навыков - требуется много индивидуальной обратной связи преподавателя с каждым участником и главное - работа в мини-группах, где материал подобран под особенности участников группы.

Конечно, никто не запрещает учиться на онлайн-программах, которые только называются онлайн МВА, а на деле представляют собой простое натаскивание на решение шаблонных ситуаций. И это - польза. Но не МВА. Если хотите получить реальные знания с возможностью удаленного обучения, рассмотрите МВА формата blended learning.

В российской практике часто высказывается мнение (в основном, провайдерами онлайн-обучения), что качество дистанционного обучения соответствует качеству очного обучения. При этом потребителю предлагаются, в основном, курсы, записанные в видео-формате, видеоконференции по ZOOM и тесты.

По мнению ведущей мировой ассоциации в сфере бизнес-образования AACSB, онлайн-программы MBA должны соответствовать тем же жестким 15 стандартам, которые применяются к очным программам (Т.Мескон).

К сожалению, такого пока и близко нет. Способны ли дотянуться до них отечественные "онлайн бизнес-школы" - вопрос пока дискуссионный. Некоторые школы предлагают слушателям видеозаписи очных занятий, но это тоже мало, что даёт. Известно, что в случае правильного дистанционного обучения необходимо часто менять активности, т.е. слушатели не могут сидеть перед компьютером столько же, сколько на очном занятии - внимание рассеивается, растёт утомляемость и материал плохо усваивается. Каждые 5-20 минут преподаватели должны переключать слушателей в разные форматы: слушание, обсуждение, участие в опросе, прохождение теста, разбиение на группы и групповая дискуссия, выработка  решения задачи внутри малой группы.

Это требует от бизнес-школы огромной работы и ресурсов, т.к. необходимо полное переформатирование имеющихся курсов. На сегодняшний день в должной мере такое не реализовано нигде. Поэтому применение термина "дистанционное обучение на МВА" или "онлайн-МВА", которое используют некоторые бизнес-школы, в значительной степени формально. Как способ самостоятельного изучения теоретической части бизнес-курсов и отдельных предметов имеющиеся дистанционные программы вполне подходят.

 Однако отдельные образцы качественной программы Online МВА уже есть - см. здесь»

Программа Бизнес-школа Длитель-
ность
Организация обучения
МВА Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС 21 мес. дистанционно
MBA «Евроменеджмент - Мастер делового администрирования» Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС 2 года
дистанционно
МВА - Современные технологии управления внешнеэкономической деятельностью Факультет международного бизнеса Всероссийской академии внешней торговли 2 года
дистанционно
MBA "Лидер цифровой трансформации" (Digital Transformation Management & Leadership MBA) Академия АйТи 256 часов
дистанционно
MBA General City Business School
18 мес.
дистанционно
MBA Intensive City Business School
12 мес.
дистанционно
MBA Start Moscow Business School
1,5 года
дистанционно
MBA Professional Moscow Business School
1,5 года
дистанционно
MBA Отраслевой Moscow Business School
1,5 года
дистанционно
МВА «Современные технологии управления ВЭД» Бизнес-школа ВАВТ
11 мес.
дистанционно
MBA «Менеджмент» Бизнес-школа МФЮА
2 года
дистанционно
МВА «Стратегический менеджмент» Бизнес-школа Синергия
2 года
online
Мастер делового администрирования (МВА) Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева 2 года
дистанционно
MBA General "Стратегический менеджмент" Оренбургская бизнес-школа 10 мес.
дистанционно



Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования