Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС ПРИЁМА НА ПРОГРАММУ MBA ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО?
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


Критика MBA- образования

Мы были бы необъективны, если бы публиковали мнения только сторонников MBA. Их очень много, но и противники MBA тоже есть. В основном, они на MBA не учились. У каждого своя правда, единых рецептов нет. У одного папа - директор банка, а другой в жизни пробивается сам. <Бизнес-образование в России не свободно от недостатков, что в первую очередь, является следствием его молодости. Российские школы бизнеса пытаются их преодолеть.

1. Eric Jackson (из книги "The Ten Most Dangerous Things Business Schools Teach MBAs", Forbes, 2012)

<...>Вот десять самых опасных идей, которые можно «подхватить» от своих преподавателей и одногруппников - о них лучше знать заранее.
1. Чувство собственной важности.
Многие слушатели MBA, только попадая в бизнес-школу, тут же составляют о себе завышенное мнение.

2. Генри Минцберг* (из книги "Требуются управленцы, а не выпускники МВА" [Москва, "Олимп-Бизнес", 2008, с.6]

*сам Минцберг преподает в бизнес-школе, в том числе, на программах МВА. Любимый автор всех критиков МВА

"Считается, что традиционные программы МВА дают образование в области управления, на деле они обучают неподходящих людей неверными методами и негативными последствиями... Говоря о "традиционных" программах МВА, я имею в виду дневное обучение относительно молодых людей, чей возраст не более тридцати; в основном им преподаются бизнес-функции, взятые вне контекста конкретных ситуаций, - другими словами, в отрыве от практического опыта управления.

Это описание подходит для большинства сегодняшних программ МВА - в США и во всем мире. Правда, есть исключения, например программы, обычно называемые "МВА для руководителей высшего звена" (Executive MBA, EMBA), по которым более опытные люди занимаются примерно тем же самым, совмещая обучение с работой. Другими словами, по ним подходящих людей учат неверными методами, что вызывает негативные последствия..."

3. Пригожин А.И. (из книги Дезорганизация: причины, виды, преодоление, 2007)

<..> В печати все чаще появляются отзывы лидеров отечественного бизнеса о дипломах МВА как о «контрафактных» или «суррогатных».  Но это сигналы извне. Могу предложить наблюдения из собственного опыта.

Вечерничество. В абсолютном большинстве российских вузов и бизнес-школ занятия по программам МВА проводятся после рабочего дня, что на Западе считается признаком неполноценности обучения на эту степень. Усталость слушателей после напряженной работы такова, что активно заниматься многие из них физически не в состоянии. Их реакция замедленна, они больше склонны к чему-нибудь занимательному и развлекательному, чем к напряженному размышлению. Кроме того, вечернее обучение неизбежно приводит к значительным опозданиям и пропускам. Нередко запоздавшему слушателю трудно включиться в содержание занятия, поскольку он пропустил некоторые исходные положения лекции или семинара. А пропуски целого дня занятий (или даже нескольких дней) делают иногда пробелы в знаниях невосполнимыми.

Сервильность. Большинство администраций учебных программ и преподавателей рассматривают слушателей как своих Клиентов, стараются снисходительно относиться к их пропускам и опозданиям (в нарушение Договора об обучении). Поэтому система учета посещаемости либо не действует, либо сильно искажается.

Магазинное отношение. От четверти до трети слушателей, по моим оценкам, мотивированы не на знания и развитие управленческого мышления, а только на получение диплома МВА. Еще примерно треть слушателей относится к занятиям сугубо выборочно: «Из всего курса мне нужна только информация о финансовых схемах (маркетинговых или информационных технологиях). Я заплатил и могу выбирать», в то время как обладание дипломом предполагает прохождение полной программы.

Односторонняя оценка. Как продолжение перечисленных пороков существует многосторонняя оценка преподавателей со стороны слушателей. И если они проявляют требовательность на занятиях, экзаменах и зачетах, то рискуют получить негативные отзывы слушателей. А это побуждает преподавателей к неприемлемым уступкам и попустительству <..>".

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования