Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников
Оценки выпускников
АКТУАЛЬНО: НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ БИЗНЕС-ШКОЛ РОССИИ - 2021 (MBA.SU)

MBA дистанционно

Распространенное в обиходе понятие Онлайн-МВА является ни чем иным, как дистанционным обучением (e-learning) по интернету, пока, по-крайней мере, бизнес-школы не смогут технически обеспечить проведение качественных интерактивных онлайн-занятий. Это дорого и предполагает наличие у бизнес-школы больших финансовых ресурсов и технологических возможностей.

Поэтому пока большинство бизнес-школ предлагают в качестве онлайн-МВА набор курсов, записанных на видео и проверочных тестов. В такой комбинации это трудно назвать полноценным МВА.

В чистом виде дистанционное обучение на МВА считается малопродуктивным; смешанный формат (blended learning), т.е. дополнение очных занятий дистанционными, на которые относят самостоятельное изучение теоретичееских дисциплин, значительно более эффективен.

Президент Бизнес-школы ИМИСП Сергей Мордовин:

"Уж если вечерний формат не оптимален (с этим трудно не согласиться), то формат дистанционный не оптимален, на мой взгляд, тем более. Дистанционные методы практически незаменимы для передачи информации и являются отличным дополнением к очному формату. Кроме того, образование в заочном режиме, если мы говорим о действительно качественном образовании, требует жесточайшей самодисциплины, что существенно ограничивает круг потенциальных слушателей."

Источник: (С.К. Мордовин. Российское бизнес-образование. Взгляд изнутри. - СПб: Санкт-Петербургский международный институт менеджмента, 2020, с.178)

    Преимущества дистанционного обучения на МВА

  • обучающийся сам планирует время занятий в течение дня и скорость прохождения материала, может самостоятельно выбрирать, где заниматься (дома, в дороге, в перерывах на работе и т.д.)
  • предполагается, что к обучающемуся прикрепляется преподаватель-куратор, который в режиме переписки по электронной почте (скайпу и др.) разъясняет непонятый материал
  • лица, обладающим малым опытом (или не обладающим таковым) находятся в более комфорной обстановке, т.к. нет необходимости очно коммуницировать в среде профессионалов
  • стоимость обучения на такой программе значительно ниже т.к. можно сэкономить на расходах на дорогу и проживание.
Широко распространенный довод о том, что именно дистанционное обучение обеспечивает доступ к мировым информационным ресурсам, электронным библиотекам, базам данных и лучшим преподавателям на самом деле является преимуществом самого интернета, используемого во всех, без исключения, типах программ МВА. Кроме того, для пользования нужно знать английский язык на очень хорошем уровне. При этом нужно иметь в виду, что при обучении на неродном языке до 50% контента не усваивается.

Недостатки дистанционного обучения на МВА

  • главный: нельзя использовать основное преимущество регулярного очного обучения в группе МВА - совместное познание и творческое генерирование нового знания, поскольку очные встречи отсутствуют
  • обучающемуся необходимо обладать волей, целеустремленностью и хорошей организованностью (нужно правильно распределять свое время на изучение материала и выполнение контрольных и домашних работ).
    Например, известные дистанционные курсы Coursera завершают не более 10% учащихся.
  • объем общения с одногруппниками и преподавателем значительно меньше, чем при очном обучении. Много случаев, когда общение с преподавателем реализуется формально: слушатель получает лишь отметки, с минимальным комментарием.

Дистанционные программы МВА в российских школах бизнеса

В российской практике часто высказывается мнение (в основном, провайдерами онлайн-обучения), что качество дистанционного обучения соответствует качеству очного обучения. При этом потребителю предлагаются, в основном, курсы, записанные в видео-формате, видеоконференции по ZOOM и тесты.

Некоторые школы предлагают слушателям видеозаписи очных занятий, но это тоже мало, что даёт. Известно, что в случае правильного дистанционного обучения необходимо часто менять активности, т.е. слушатели не могут сидеть перед компьютером столько же, сколько на очном занятии - внимание рассеивается, растёт утомляемость и материал плохо усваивается. Каждые 5-20 минут преподаватели должны переключать слушателей в разные форматы: слушание, обсуждение, участие в опросе, прохождение теста, разбиение на группы и групповая дискуссия, выработка  решения задачи внутри малой группы.

Это требует от бизнес-школы огромной работы и ресурсов, т.к. необходимо полное переформатирование имеющихся курсов. На сегодняшний день в должной мере такое не реализовано нигде. Поэтому применение термина "дистанционное обучение на МВА" или "онлайн-МВА", которое используют некоторые бизнес-школы, в значительной степени формально.

Как способ самостоятельного изучения теоретической части бизнес-курсов и отдельных предметов имеющиеся дистанционные программы вполне подходят.

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования