Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


20.02.2024 / Михаил Селезнёв
Источник: MBA.SU

Поступление на МВА: "С кем я буду учиться?"

Поступление на МВА: "С кем я буду учиться?"

Когда разговор заходит о качестве обучения на МВА, обычно вспоминают об актуальных кейсах, опытных экспертах-преподавателях, сложных проектах и бизнес-играх. Но как театр начинается с вешалки, так и МВА начинается с набора, точнее, с вступительных процедур.

От того, насколько опытной окажется группа слушателей, зависит почти всё. Потому что основа МВА - обучение слушателей программы друг друга - накопленный ими практический опыт в бизнесе намного богаче, чем у самого известного преподавателя и консультанта. Поэтому так актуален вопрос, который задают в приемных комиссиях бизнес-школ некоторые продвинутые поступающие: «С кем я буду учиться?»

В большинстве российских бизнес-школ, помимо формальных требований (образование, опыт практической работы в бизнесе), экзаменов не проводят, а в качестве вступительных испытаний используют только собеседования с кандидатами и мотивационное эссе.

Бизнес-школы первого ряда заявляют о наличии конкурсного приёма (МШУ «Сколково», ВШБ МГУ, ВШМ СПбГУ, ИБДА РАНХиГС). Например, в ИБДА РАНХиГС он составляет примерно 1,14-1,17 человека на место. В Правилах приёма на программы МВА в ВШМ СПбГУ, размещенных на сайте бизнес-школы, сказано, что приём «проводится на конкурсной основе по заявлениям поступающих и результатам вступительных испытаний», которые «оцениваются в стобалльной шкале». Однако, что конкретно собой представляют эти испытания, не уточняется; на момент публикации статьи комментариев ВШМ получить не удалось*.

Некоторые школы дополняют традиционные процедуры (собеседование и мотивационное эссе) требованием предоставить рекомендательные письма от руководителя компании или выпускника той же бизнес-школы, но это не самый распространенный вариант. Ряд ведущих бизнес-школ предлагает кандидату прохождение тестов, в МШУ «Сколково» это тест способностей Q Metrix Pro **.

Вступительные процедуры петербургской бизнес-школы ИМИСП также предусматривают тестирование кандидата (комплексный профессиональный тест (Abilities Knowledge Skills). Выполнение онлайн-теста занимает порядка 2,5 часов и состоит из нескольких компонентов. Компонент «Количественные инструменты» выявляет уровень элементарной математической подготовки будущих слушателей программы, способность работать с цифрами, графиками, уравнениями и неравенствами; компонент «Управленческие знания» определяет уровень общей подготовки абитуриента в области экономики и менеджмента. Предметом тестирования является знание базовых закономерностей функционирования рыночной экономики и компании. Компонент «Логика» призван оценить уровень владения инструментами формальной логики; компонент «Аргументация» предполагает написание эссе на заданную тему - письменное изложение в объеме одной печатной страницы формата А4 (оценивается умение адекватно аргументировать предлагаемые идеи и суждения, делать обоснованные выводы, анализировать имеющуюся информацию).

Сдача письменного экзамена - анализ кейса - необходима в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Помимо заполнения развернутой анкеты (с описанием функций на текущей позиции, описанием предшествующего карьерного пути, достижений, целей обучения и т.п.), рекомендательного письма (от руководителя или партнеров по бизнесу, которые могут характеризовать кандидата с деловой стороны) и домашнего эссе, кандидату предлагается. Решение о зачислении на программу принимается по совокупности всех ступеней отбора.

По предварительно предоставленным документам не все допускаются до экзамена, -говорит директор программы МВА ИБДА РАНХиГС Вероника Коцоева. - Не все успешно проходят экзамен. Что касается собственно анализа кейса: претенденту предлагается описание ситуации, в которой оказалась организация и предлагается ответить на 4-5 вопросов (пример кейса есть на сайте ИБДА). По сути, надо проанализировать ситуацию и предложить варианты по улучшению. Здесь не может быть однозначно правильных/неправильных ответов (это не арифметика). Но оценивается: логичность изложения, весомость аргументации, обоснованность выводов и полнота ответов. Как показывает практика, люди, не имеющие достаточного опыта самостоятельного принятия управленческих решений, не справляются с этим. Задача вступительных испытаний - собрать в группе МВА слушателей, обладающих достаточно высоким уровнем управленческого менталитета, мотивированных на обучение, тех кому интересно и полезно будет вместе учиться.

Кейс предлагают решить и в других бизнес-школах (например, Экономический факультет МГУ, ИГСУ РАНХиГС). Однако результаты теста тут используются не в целях приема, а как инструмент выравнивания общего уровня группы слушателей и понимания, что из себя представляет тот или иной кандидат.

Наталия Ипатова, директор Центра программ МВА Институт государственной службы и управления РАНХиГС, поясняет:

После того, как принято решение о приёме кандидата, он проходит тестирование, используемое бизнес-школой для понимания общего уровня кандидата. Мы оцениваем его ответы и даем рекомендации в соответствии с показанным уровнем. Как правило, мы рекомендуем список литературы, которую рекомендуем изучить до начала занятий. В тесте есть вопросы, предполагающие выбор из нескольких вариантов, и есть вопросы, на которые слушатель обязан изложить свою точку зрения. Оценка складывается из совокупности тех и других ответов.

Похожий подход существует и в Бизнес-школе УрФУ (подробнее - см. интервью директора Бизнес-школы Ларисы Малышевой), где поступающий отвечает на вопросы и задания по обязательным блокам обучения и решает небольшие кейсы, а также проходит тест на интеллект и кругозор, по типу GMAT.

Пассивным элементом приема также можно считать цену программы МВА, которую ведущие бизнес-школы устанавливают в полтора и больше раз по отношению к средней по рынку. Это является планкой отсечения для менее статусных и опытных кандидатов. Например, МШУ «Сколково» с 5,3 млн. рублей, Высшая школа менеджмента СПбГУ с 1,6 млн. рублей или Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС с полутора миллионами рублей (подробнее - здесь). Не без оснований предполагается, что кандидат, готовый выложить за обучение от 1,5 миллионов и выше, как минимум, удачно занимался бизнесом, а не коллекционированием бабочек или составлением гербария.

Пункт «повышение качества отбора слушателей» является постоянным в годовых планах многих отечественных бизнес-школ. Однако кардинально решить этот вопрос введением серьезных вступительных экзаменов в наших условиях непросто. Есть разные мнения о составе вступительных испытаний на МВА, должны ли они способствовать отбору самых способных кандидатов или достаточно ограничиться общими требованиями. Например, все иностранные бизнес-школы требуют от кандидата на первом этапе сдать один из известных тестов (GMAT, SAT, GRE) на способность учиться на MBA. Финансовое положение этих школ позволяет им количественно ограничивать набор на МВА, отбирая самых лучших.

Отсутствие серьезных вступительных экзаменов на МВА во многих школах дает пищу критикам, которые уверены в том, что все отечественные бизнес-школы на МВА принимают любого, кто готов заплатить, невзирая на их способности к обучению, бизнесу или предпринимательству. Безусловно, это далеко не так: в нормальных бизнес-школах нет установки на прием всех, кто платит, это не только снижает качество учебного процесса, но и негативно влияет на репутацию бизнес-школы.

Бизнес-школы, которые во главу угла ставят заработок и не слишком заморачиваются с репутацией, просто заявляют, что дадут знания любому, кто захочет их получить, а как он потом будет применять их, зависит от него самого. Конечно, обучение - процесс двусторонний, и его эффективность в огромной степени зависит от усилий самого обучающегося, а что и как потом «выстрелит» в его бизнес-карьере, предугадать невозможно. Одно в таком варианте очевидно: поступив в бизнес-школу, которая на МВА берет всех без разбора, можно почти наверняка оказаться в компании не слишком опытных и профессиональных людей.

* Обновление 21.02.24

По словам заместителя директора Дирекции программ ДПО Высшей школы менеджмента СПбГУ Александры Николаевой, прием на программу МВА включает несколько этапов:

  • Подача пакета документов, включая мотивационное эссе.
  • Решение кейса и прохождение вступительного интервью. До начала интервью кандидат решает предложенный кейс. Время на решение - 30 минут, это устное задание. В начале интервью кандидат озвучивает свое решение кейса. Во второй половине интервью - беседа о профессиональном опыте кандидата, целях и задачах. Цель интервью в том числе-понять соответствие выбранной программы целям и задачам кандидата, имеющемуся профессиональному опыту.
  • В течение нескольких дней после интервью кандидат получает обратную связь о результатах интервью. При успешном прохождении вступительной процедуры - заключение договора на обучение.

Во время прохождения интервью приемная комиссия оценивает коммуникативные навыки, мотивацию к обучению и достижению результата, лидерские способности, а также предложенное решение кейса.

** Обновление 29.02.24

Как выглядит процесс приёма на программу MBA Школы управления СКОЛКОВО? Комментирует Ольга Филатова, руководитель адмиссии SKOLKOVO MBA

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования