Хорошо ли, когда обучение проходит легко, не вызывая никаких трудностей? Когда минимум зачетов и экзаменов, лояльное отношение преподов к «очень занятым менеджерам», и в конце — гарантированный диплом? Или лучше, когда приходится преодолевать сопротивление материала, корпеть над заданиями и проектами, ломать голову над правильными ответами?
Особенно, если речь идет о МВА — основной программе бизнес-образования, в которой вклад слушателя сопоставим с вкладом преподавателя, а то и превосходит его? Каждый отвечает на эти вопросы по-своему.
На заре российского МВА в аудитории часто приходили конкретные руководители, которые «за свои деньги» требовали от бизнес-школы шоу, чтобы в первую очередь было завлекательно, весело, позитивно. Преподавателей-зануд, требовавших невозможное (выполнение каких-то еще там домашних заданий) выносили из аудиторий.
Сейчас их место заняли ботаники-отличники и карьерные продвиженцы, которые понимают, что знания сами собой в голову не заскочат и придется трудиться.
Опросы выпускников ведущих школ бизнеса, которые ежегодно проводит наш портал «МВА в Москве и России», показывают, как они оценивают сложность обучения на программе МВА.
Где-то сложность обучения больше определяет ведение занятий на английскоми языке, где-то — насыщенная программа, требующая от слушателя постоянных усилий. Одно очевидно: настоящее бизнес-образование предполагает преодоление (в том числе, себя, своей философии, своих привычек). Это непросто, но зато и дает тот прорывной результат, которого мы часто хотим добиться.
Однако, сложность в обучении может возникать не только из-за освоения большого объема материала, значительную роль играют проекты, которые нужно выполнить на базе своей компании после каждого основного курса. Как показывают опросы выпускников, средняя сложность выполненных проектов на программах МВА составляет 7,8 из десяти. Представляется, что это нормальный показатель для человека с высшим образованием и опытом работы.
ТОП-ОЦЕНОК ПО ПОКАЗАТЕЛЮ «СЛОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ ПРОЕКТОВ
Отдельная тема, когда сложность возникает из-за плохой организации обучения, сумбурно составленных учебных программ, отсутствия или непродуманности методического обеспечения и раздаточных материалов по основным курсам, плохой подачи учебного материала. Такие «бизнес-школы» на нашем портале мы не рассматриваем.
Полина Маркова
mba.su