Эта остроумная классификация была создана в 2010 г. тогдашним президентом РАБО, ректором Высшей школы международного бизнеса Л.И.Евенко. Несмотря на шутливые аватары программ, классификация, по мнению некоторых экспертов, до сих пор в целом верно отражает сегодняшнее положение дел на рынке программ МВА.
Эта классификация нам представляется важной, с точки зрения, подходов к оздоровлению рынка программ МВА, которое бизнес-образовательное сообщество должно вести постоянно. Тем более, в условиях резкого роста числа «Подделок» и «Базаров» за последние 3-5 лет.
Модель | Доминирующая целевая группа | Сильные стороны | Недостатки | Противоядие¹ |
«Храм знаний» | Отличники | Связь с наукой | «Башня из слоновой кости» | Приближение к практике |
«Росконцерт» | Образованная публика | Приглашенные преподаватели -«звезды» | Низкие образовательные результаты | Аккредитация |
«Элитный клуб» |
Толстосумы | Легкость восприятия | Ненапряженность | Аккредитация |
«Цех № 5» |
Лояльные служащие | Корпоративные интересы | Антидженерализм | Передача компаниям |
«Инкубатор предпринима-тельства» | Носители амбиций | Наращивание человеческого капитала | Малый прирост интеллектуального капитала ² | Тщательный отбор слушателей |
«Кадровый центр» |
Искатели успеха | Клиентоориенти- рованность |
Неравномерность учебного процесса | Реинжениринг бизнес-процессов |
«Книжный магазин» |
Приобщающиеся к профессии | Качественные учебные материалы | Неразвитость навыков | Расширение личных контактов |
«Подделка» |
Искатели легких путей | Первые шаги в профессии | Извращение идеи МВА³ | Перевод в другую категорию |
«Базар» | Шантрапа | Доступность дипломов | Фальшивка | Ликвидация |
Наблюдаем на практике:
¹ Так как классификация создавалась в период государственного регулирования бизнес-образования, предполагалось, что «исцелением» будет заниматься государственный орган. С 2012 г. государство отказалось от функций госрегулятора, предоставив всем имеющимся моделям благополучно существовать и дальше. Возможно, функции регулятора сможет взять на себя НАСДОБР.
² Под лозунгом «больше практики» за программу МВА выдают программу, нацеленную на решение узкой производственной задачи слушателя. Неразвитость распространенного сегодня формата «онлайн» сильно ограничивает для слушателя возможность обмена опытом и знаниями с другими участниками. А стремление таких бизнес-школ сэкономить на сопровождении, приводит к формальному и очень дискретному общению слушателя с преподавателем.
³ Под лозунгом «мы удалили всё ненужное» из программы МВА убирают теоретические дисциплины. Это исключает комплексное интеллектуальное развитие слушателя во всех сферах бизнеса, и извращает идею МВА, как мировоззренческой программы.
Сергей Ростиславович Филонович, декан Высшей школы менеджмента ВШЭ:
«В целом мне симпатична остроумная классификация программ, предложенная Леонидом Ивановичем. Возможно, в нее стоило бы добавить программы, соответствующие термину edutainment, т.е. программы, сочетающие образование (education) и развлечение (entertainment), а также программы, направленные на общее развитие личности руководителя. Эти программы можно было бы назвать «Развлекуха» и «Озарение», соответственно. Думаю, что она, по-прежнему, отражает текущее состояние рынка программ МВА.»
Сергей Кириллович Мордович, ректор Санкт-Петербургского института менеджмента ИМИСП:
«Для начала хотел бы отметить, что любая классификация и типизация субъективна и ограничена. Это всего лишь хорошие инструменты для упрощенной демонстрации, не более того.
Что касается предложенной реально выдающимся деятелем российского образования Л.И.Евенко классификации, она в полной мере отвечает выше обозначенной цели. Читать полностью »