❶ ЧТО ТАКОЕ МВА И КОМУ НУЖНО ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ?
❷ ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
❸ АЛГОРИТМ ВЫБОРА ПРОГРАММЫ МВА И ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗАДАТЬ
Качественная российская онлайн-МВА программа
Любая бизнес-школа, предлагающая качественное обучение, должна быть готова к серьезным вызовам: она должна обладать хорошей технологической базой, программными средствами по созданию курсов, подготовленным персоналом менеджеров, преподавателей, ментально адаптированных к онлайн-обучению. Такое по плечу только крупным, обладающим серьезными ресурсами, бизнес-школам.
В качестве примера организации качественной онлайн-МВА программы рассмотрим программу ИБДА РАНХиГС.
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС придерживается концепции развития хайфлекс (HyFlex) обучения - гибкого гибридного обучения, когда слушатель сам решает в каком формате участвовать в занятии и какими опциями программы воспользоваться. Такое обучение призвано сделать процесс общения и обучения гибким и удобным для слушателей и предоставить больше возможностей, как слушателям, так и преподавателям, а, следовательно, сделать процесс обучения в целом более эффективным.
Выбор режима занятий (вечерний, модульный, выходного дня) для слушателя - это выбор удобства и степени комфорта, а онлайн-обучение органично встраивается в любой из режимов занятий. Например, на вечернем и weekend форматах МВА ИБДА предоставляет возможность слушателям пройти до 5 курсов онлайн в случае, если есть несостыковки с рабочим графиком слушателя; также можно выбрать онлайн-обучение на специализации или пройти вторую специализацию параллельно в дистанционном формате, если слушатель готов освоить дополнительный объем. В модульном формате слушатель самостоятельно выбирает, какие модули будут осваиваться дистанционно, а какие очно. При этом слушатель не ограничивается конкретным соотношением очно/онлайн, программа может быть освоена в модульном формате полностью очно или полностью онлайн.
С точки зрения контента все форматы обучения абсолютно равны между собой. В этом смысле нет разницы, проходит ли слушатель модульную программу полностью очно или полностью онлайн, или вообще в вечернем формате - порядок курсов, логика построения программы, трудоемкость абсолютно идентичны. Таким образом, структура программы 100% онлайн-МВА ничем не будет отличаться от очной программы МВА любого формата обучения.
Специалисты ИБДА считают, что качество программы в онлайн обучении определяет баланс между записанными видеоуроками (лекционной частью) с промежуточными заданиями и синхронной работой с преподавателем в режиме реального времени.
На текущий момент стандартные онлайн-дисциплины, которые предлагает ИБДА в рамках онлайн-программы МВА представляют из себя смешанные виды образовательных активностей:
- видеоуроки с лекционным материалом продолжительностью 10-20 минут
- ридеры (выжимки для дополнительного чтения)
- митапы с преподавателями по крупным смысловым блокам (meetup - короткое совещание, не требующее долгих бесед и размышлений и позволяющее обменяться мнениями или решить небольшую задачу)
- промежуточные задания
- тестирования на самопроверку
- групповая работа над решением кейсов
- разборы домашних заданий с преподавателем.
Одновременно есть дисциплины, контент- и технология проведения которых, предполагает внимательную работу за отдельной рабочей станцией (ноутбук или полноценный компьютер), которые проводятся исключительно в синхронном формате под чутким руководством преподавателя. Некоторые дисциплины состоят лишь из митапов, на которых слушатели постоянно перемешиваются в больших и малых группах, общаются, решают кейсы или проходят деловые игры.
Онлайн-обучение сопровождает тьютор группы, который ведет контроль успеваемости, стимулирует слушателей к прохождению курсов, контролирует соблюдение дедлайнов по заданиям, оперативно связывает слушателей с преподавателями, корректирует количество митапов, общается со слушателями в общих группах мессенджеров, создает для них виртуальное пространство для общения под различные задания и т.д.
Записанные видеоуроки (лекционная часть). Эмпирически установлен коэффициент перевода очного курса в записанные видеоуроки, как 4 к 1. То есть, теоретическая (лекционная) часть абстрактного классического очного курса продолжительностью 8 ак.ч. трансформировалась в 2 часа записанных видеоуроков продолжительностью 7-20 минут и 2 митапа, продолжительностью по 2 ак. часа каждый.
Помимо этого, есть задания/ тестирования/ экзамены, которые в случае онлайн-обучения проходят удаленно и в указанные выше часы не входят.
Трансляции сложных для понимания дисциплин должны быть адаптированы - в ИБДА, например, для этого существует отдельная видеостудия с несколькими мониторами, системой улавливания звука, специальным планшетом для преподавателя и интерактивной доской.
Синхронная работа предусмотрена в каждом курсе, но в разном объеме. В тех курсах, где есть теоретическая часть и записанные уроки - предусмотрены митапы продолжительностью 2 ак.ч. Количество митапов на курс от 2 до 5. Те курсы, которые предполагают интерактив, командную работы и т.д. или технология самого курса требует контактной работы - проходят в формате вебинаров на 100 % в синхронном формате.
В программе используется два типа бизнес-игр: одни встроены в тело курса, другие представляют собой отдельный самостоятельный законченный курс. В первом случае - 2-4 ак.ч. часа в формате митапа, во втором случае - это от 8 до 24 ак.ч.
Система дистанционного обучения должна быть максимально лаконичной и понятной в части интерфейса и функций. Её основные характеристики на стороне слушателя: календарь, автонапоминания по мероприятиям и дедлайнам, мобильное приложение с возможностью проходить курсы в части записанного материала и тестирования офлайн.
Преподаватель, находясь в студии, видит перед собой три больших монитора, на которых отображаются: чат, все участники, собственная адаптированная презентация. Инструменты управления через интерактивную прозрачную доску и планшет.
Профессор ИБДА РАНХиГС А.Н.Чеканский объясняет слушателям программы blended-MBA кейсы из курса «Управленческая экономика» с использованием сенсорной доски
Преподаватель может разделять группу на отдельные «комнаты». Он выбирает, как формировать минигруппы - самостоятельно или это делает программное обеспечение в случайном порядке. Преподаватель может свободно перемещаться между «комнатами», слушать что и как обсуждают слушатели, участвовать в обсуждении, и в любой момент перейти в любую другую «комнату». По окончании отведенного времени или по желанию преподавателя «комнаты» завершают работу и возвращаются в общее пространство. Этот функционал уже является неким стандартом во многих продуктах, предоставляющих вебинарский сервис.
Благодарим директора дистанционного обучения ИБДА РАНХиГС Алексея Петровича Кузнецова за предоставленные материалы и пояснения.