Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС ПРИЁМА НА ПРОГРАММУ MBA ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО?
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


Алгоритм выбора программы МВА и вопросы, которые нужно задать

Алгоритм выбора бизнес-школы и вопросы, которые нужно задать

Выбор программы MBA сложен, он предполагает анализ большого объема информации. Можно избежать этих усилий, положившись на мнение кого-то из коллег или друзей, однако этот путь не представляется верным. Серьезные выборы в жизни (а бизнес-образование - серьезный выбор!) мы делаем, как правило, сами. Так же как не выбираем жену/ мужа по рекомендациям. Предлагаем следующий алгоритм выбора бизнес-школы.


1. Определите для себя цель получения бизнес-образования и направление обучения (менеджмент, маркетинг, финансы и другие специализации МВА)

2. Определитесь со списком потенциальных бизнес-школ

3. Соберите информацию по отобранных бизнес-школам и проанализируйте ее

Содержание программы

Содержание программы - главный параметр. Хотя очевидно, что многим поступающим непросто разобраться в плюсах и минусах программы, не поленитесь, скачайте и изучите учебный план. Посмотрите, все ли интересные и нужные для вас дисциплины отражены в нём. Если есть сомнения или вопросы, позвоните в бизнес-школу и поговорите с директором программы (в некоторых бизнес-школах роль контактных лиц выполняют сотрудники отдела маркетинга, они глубоко программу не знают).

На этом этапе попросите демо-доступ к личному кабинету. Таким образом, к моменту посещения бизнес-школы вы будете предварительно подготовлены, что позволит вести дальше более осмысленный и серьезный разговор. Остальные вопросы - см. в разделе "Визит в бизнес-школу".

♦ Аккредитация программы/ бизнес-школы

Наличие серьезной аккредитации у программы МВА - один из важнейших показателей ее качества,  демонстрирующий отношение бизнес-школы к процессу обучения. Аккредитация означает, что содержание программы, организация обучения и другие бизнес-процессы в школе, соответствуют стандартам аккредитующих ассоциаций.

Влиятельных международных аккредитующих ассоциаций три: AMBA, AACSB, EFMD - подробнее о международных аккредитациях. Существует и национальная аккредитация НАСДОБР. Аккредитационные свидетельства всех прочих ассоциаций (их в мире очень много) в рамочках на стенах пусть не очень вас обольщают.

Действующее российское законодательство не требует аккредитации для программ МВА, но ответственные бизнес-школы получают ее по своей инициативе, стремясь к привести учебный процесс к отработанным в мире стандартам качества МВА. Однако отсутствие аккредитации автоматически не означает ее плохого качества, тут важно понять причины ее отсутствия.

Результаты опросов выпускников

Хорошим источником информации являются опросы выпускников МВА, которые ежегодно проводит наш портал. В них выпускники дают оценку следующим составляющим учебного процесса:

  • содержание программы
  • профессорско-преподавательский состав
  • практическая применимость знаний
  • степень использования активных форм обучения (деловые игры, бизнес-симуляции и т.д.)
  • уровень онлайн-поддержки обучения
  • сложность обучения

Подробнее - оценка параметров учебного процесса выпускниками

Рейтинг бизнес-школ

Независимый национальный российский рейтинг - Народный рейтинг бизнес-школ, составляемый нашим порталом MBA.SU. В нем принимают участие только бизнес-школы, уверенные в своем качестве, поскольку он основан исключительно на оценках выпускников, а они могут отличаться от официальной, рекламной информации.

Преподаватели

Наверняка к моменту выбора вы уже посмотрели различные видео выступлений разных бизнес-тренеров, за короткое время дающих ответы на сложнейшие вопросы. Заранее настройтесь, что на занятиях "шоу" не будет, равно как и не будет раздачи рецептов,  как за короткое время добиться успеха.  Преподаватели бизнес-школ  совместно со слушателями систематически прорабатывают все бизнес-направления, добиваясь у слушателей полного усвоения материала и крепких навыков. Но над душой никто стоять не будет, ответственность за результат обучения лежит исключительно на слушателе.

Если школа презентует титулованных преподавателей и известных практиков, уточняйте, кто именно из  конкретно будет вести занятия у вас на программе. Яркие выступления преподавателей на конференциях, семинарах и мастер-классах, их проблемные публикации, интересные вебинары - все это значительно повышает их узнаваемость и увеличивает желание учиться именно у того или иного специалиста. Будете ли учиться у него вы, вопрос открытый. Насторожитесь, если будете получать уклончивые ответы.

Число выпускников

Число выпускников показывает не только степень популярности бизнес-школы, являющейся результатом ее работы по постоянному улучшению качества программ, подбора преподавателей, организации процесса обучения (стажировок, деловых игр, проектов, обратной связи и др.). Данные по числу выпускников 2017-2018 гг. можно посмотреть здесь». Это, помимо прочего, показатель того, удается ли бизнес-школе обеспечить должную наполняемость группы и ее качественный состав.

Рекомендации

Мы не представляем себе вдумчивого менеджера, который, безропотно поступает в бизнес-школу, лишь потому, что ее ему порекомендовал сослуживец или приятель. Это дело очень индивидуальное, ему могла понравиться программа, вам - нет. Состав группы разнится от набора к набору, преподаватели приходят и уходят и т.д. Поэтому рекомендации, к сожалению, не гарантируют истины. Лучший путь - разбираться самостоятельно. И, конечно, высокие цифры рекомендаций, которые обычно демонстрирует бизнес-школы, к сожалению, мало о чем говорят (кто кому и почему рекомендовал неизвестно), к тому же эта информация внутренняя, т.е. непроверяема.

4. Визит в бизнес-школу

Это не должен быть формальный осмотр интерьеров, дипломов и сертификатов в рамочках на стенах и выслушивание менеджеров, уверенно сыплющих заученной информацией про форматы и цены. Вот перечень вопросов, которые, как минимум стоит задать, чтобы уяснить, стоит ли приходить на обучение:

  • что включает учебный план программы (посмотреть)?
  • что представляет собой раздаточный материал по базовым курсам (посмотреть)?
  • что представляет собой раздаточный по курсам специализации (посмотреть)?
  • как организована онлайн-поддержка обучения?
  • можно ли получить демо-доступ к личному кабинету?
  • какова доли очных и внеаудиторных занятий и каким образом интегрированы между собой дистанционные и очные занятия?
  • как организованы посещение компаний (частота, перечень компаний-партнеров) и зарубежные стажировки (принимающая сторона, дополнительные расходы)?
  • что представляет собой междисциплинарный проект (посмотреть пример)?
  • что представляет собой выпускной аттестационный проект (посмотреть пример)?
  • каков состав формирующейся группы (посмотреть список подавших заявление - должности/ компании)?
Бесполезно задавать - в силу очевидности ответа - вопросы типа:
  • ваш диплом котируется работодателями (российскими/ зарубежными)?
  • можно ли рассчитывать на занятие более высокой позиции после окончания?
  • помогает ли бизнес-школа с трудоустройством?
Многие бизнес-школы для поднятия своей значимости, предлагают поступающим экзамен или мотивировочное эссе. Большого значения это не имеет, т.к. чтобы определить уровень поступающего не по формальным признакам, собеседующий должен сам быть опытным и высокопрофессиональным менеджером-практиком.

5. Окончательный выбор

Возможно, вам придется посетить не одну бизнес-школу. Если вас удовлетворила полученная информация и ответы менеджеров бизнес-школы, уровень продемонстрированного материала, делайте выбор.


Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования