Бизнес-школы любят педалировать вопрос с высоким процентом пришедших на обучение по рекомендациям по понятным причинам — вроде высокий процент говорит о качестве обучения. Иногда можно встретить цифру 80 процентов и то и выше.
Высокие цифры «рекомендаций» очень нравятся администраторам: они демонстрируют ректору как они «хорошо работают со слушателями» и повышают лояльность. И с другой стороны, есть повод лишний раз перед руководством пнуть маркетинг, который при таком раскладе «неизвестно, чем занимается». Ведь маркетинг во многих российских бизнес-школах, как ни странно, вечный изгой и враг, который постоянно баламутит устоявшуюся жизнь, пристает с разными идеями: то им программу обновляй, то новых преподов пригласи (да, поди, дорогих!), то норовит новый сценарий ДОДа пропихнуть…Вместно того, чтобы просто за руку привести 10-12 человек на программу
Любому, даже не-маркетологу, очевидно, что перед поступлением потенциальный слушатель анализирует массу источников информации, а не слепо доверяется единственному советчику. Но в многих бизнес-школах эти простые мысли не в чести. А ведь сами администраторы программ МВА, да и сам ректор бизнес-школы никогда не делают дорогие покупки на основании лишь чьей-либо рекомендации.
Эта история с рекомендациями в бизнес-школу имеет прямое отношение к так называемой «систематической ошибке выжившего» — систематической ошибки отбора, когда есть данные по тем, кто пришел «по рекомендациям», а по тем, кто не пришел, благодаря рекомендациям со знаком «минус»- нет совсем. Иллюстрацией служит известный исторический пример.
Во время Второй мировой войны математику Абрахаму Вальду было предложено изучить расположение пробоин, полученных американскими бомбардировщиками во время выполнения боевых заданий и дать рекомендации, в каких местах усилить бронирование. Казалось бы, это нужно делать тем, где было больше всего пробоин, т.е. на крыльях и фюзеляже, а не там, где их было мало (кабина пилота, двигатели, топливная система).
Но Вальд решил, что если самолет смог вернуться с такими повреждениями, то они не являются критическими, а укреплять нужно, наоборот, те части самолета, которые остались целыми. Что и подтвердилось впоследствии, когда были найдены подбитые самолеты; у них как раз были повреждены двигатели, топливная система и кабина пилота.
Таким образом, анкеты тех, кто пришел на обучение, не дают объективной картины с выбором бизнес-школы по рекомендациям. Поскольку бизнес-школа не располагает сведениями о том, сколько человек, напротив, последовали совету «не ходить в эту бизнес-школу»и выбрали другую. А то, что такие советы даются, сомнений не должно быть ни у кого, ни у «грандов бизнес-образования», ни у не-грандов.
Катастрофы в этом нет, недовольные потребители есть и будут всегда и везде, это естественно. Поэтому советуем не сильно обольщаться высокими цифрами рекомендаций, о которых вам расскажут в бизнес-школе.
С Кравцов
MBA.SU