Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


15.09.2014 / Алексей Зайцев, преподаватель МВА USIB
Источник: Урало-Сибирский Институт Бизнеса

Кейс как он есть

Кейс как он есть

Этим летом в словенском городе Блед - одном из красивейших мест Европы - прошла ежегодная программа обучения преподавателей в сфере бизнес-образования, организованная International Management Teachers Academy (IMTA). Учиться у известных имен, обмениваться опытом с коллегами со всего мира было захватывающе интересно. Мне особенно было полезно посмотреть изнутри, как работает метод Case-study в ведущих западных бизнес школах и сравнить увиденное с тем, что мы делаем в USIB. Ведь основное учебное время на программах MBA там уделяется именно работе с кейсами.

Хочу поделиться своим пониманием того как должен работать сам метод и назову четыре условия успешного применения этой методики:

1. Самостоятельная подготовка
2. Подготовка в группе
3. Моделирование решения
4. Актуальность кейса

1.    Самостоятельная подготовка

В обычный учебный день студенты прорабатывают по два, а то и три кейса. Это целая пачка бумаги. Читать приходится помногу  и только в личное время. Завидные должно быть навыки работы с большим объемом информации вырабатываются у студентов за время обучения. А что делать, каждый студент в бизнес школе хорошо подготовлен по умолчанию.

2. Подготовка в группе
В личное время приходится не только читать. После учебных занятий студенты не расходятся по домам, а собираются в небольших переговорных комнатах еще на часок другой.  Там команды прорабатывают свои решения и готовят презентации. Очень часто для этого еще с утра пораньше собираются. Для этого даже и термин специальный существует - group reflection.
В начале первой недели всех этих людей из нашей рабочей группы мне хотелось «убить» поочередно. Всех, пожалуй, кроме благородного Ichiro Noro из Японии. Но зато потом мы стали лучшими друзьями. Совместная работа над кейсом очень объединяет команду.

3. Моделирование решения
Презентации решений рабочих групп, это не финиш, а только начало проработки кейса и моделирования решения. На это и уходит основное аудиторное время. Профессор проводит активное обсуждение решений групп, начиная с самого анализа проблемы. Выступая в роли модератора, он задает вопросы, которые заставляют студентов открыть для себя иные перспективы видения ситуации. Увидеть ранее скрытые взаимосвязи и новые нестандартные решения. Как правило ситуация рассматривается комплексно, с позиций различных ключевых игроков. Обсуждение часто проходит эмоционально, но всегда позитивно и конструктивно.
По ходу обсуждения профессор наглядно, точно и к месту достает из своего огромного багажника бизнес законы и правила применимые к сложившейся ситуации.  Участники не просто учат или закрепляют эти законы. Они просто проживают их и переносят из академической плоскости в пространство практических решений. Если преподаватель работает мастерски - в  процессе обсуждения аудитория периодически взрывается аплодисментами и возгласами озарений.

И все-таки моделирование решения в аудитории, это далеко и совсем не только демонстрация ума и опыта преподавателя. Роль его заключается не в том, чтобы указать на ошибки и продемонстрировать единственно правильный ответ, а в том, чтобы научить бизнес студентов мыслить системно и принимать взвешенные решения. То есть мастерство преподавателя Case-study заключается не в предоставлении ответов, а в искусстве задавания вопросов. И вопросы эти, могу вам сказать, очень часто носят провокационный характер.
В процессе обсуждения кейса спешить нельзя, даже независимо от того насколько хорошо подготовлены студенты. Решение кейса должно буквально родиться в аудитории. Это как рождение ребенка - всегда занимает девять месяцев. Так было и две тысячи лет назад и сейчас - девять месяцев.  Независимо от того как сильно подготовлен папа, а мама замотивирована.

4. Актуальность кейса
Но вот чтобы Кейс не просто "заиграл", а "заработал", преподавателю необходимо его прогнать в полевых условиях не менее десятка раз с различными группами бизнес студентов. И только тогда и раскрывается вся картина целиком, прежде всего в голове у самого преподавателя.
Вот и получается, что хороший кейс быстро не написать. Ведь еще и необходимо, чтобы кейс был «живым». То есть не сочиненным на стуле в аудитории (arm- chaired case), а целиком и полностью основанным на реальных событиях известного, понятного и близкого тебе предприятия. Ситуации с условными "АБВ" предприятиями никого особо не вдохновляют. Сегодня никто не хочет учиться по старым кейсам пусть даже и добротно подготовленным в великих бизнес-школах. Современный бизнес-студент заинтересован разбирать сегодняшние ситуации и тенденции, чтобы быть успешным в своем будущем.

Кейс как система
Подготовленный студент, организованная группа, профессиональный преподаватель и заинтересованный клиент - вот четыре опорных движущих силы этой методики обучения. Кейс, словно животное на четырех лапах. Уберешь хотя бы одну из них, и оно перестанет нормально функционировать.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования