Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


05.11.2019 / Александра Хомякова
Источник: MBA.SU

«Неужели на МВА всё так хорошо?»


Вопрос, вынесенный в заголовок, прислал посетитель нашего портала. Отвечаем: почему всё, не всё, и не у всех. Неудивительно, что вся информация на сайтах бизнес-школ, носит исключительно позитивный характер, было бы странно, если бы это было не так.

Мы собрали негативные моменты, которые имеются в практике работы бизнес-школ. Чем бывают неудовлетворенны их выпускники? Качеством программы, организацией обучения, уровнем преподавателей, уровнем группы. Большинство этих негативных моментов можно отследить еще на этапе выбора бизнес-школы, если подойти к делу вдумчиво, как и подобает руководителям (и тем, кто хочет ими стать). Конечно, в данном случае мы считаем, что у самого слушателя есть хорошая мотивация и сам готов учиться, как следует, а не просто отбывать время. Улыбается


Несбывшиеся ожидания

Иногда некоторые бизнес-школы настолько усердствуют в самовосхвалении (читаешь сайты, и диву даешься, как можно так беззастенчиво врать!), что у поступающего формируется ложное ожидание всяких чудес: сакральных знаний, которые приведут к богатству, знакомства с владельцами бизнеса и т.д.  А еще он думает, что в бизнес-школе его ждут исключительно игры и бизнес-симуляции, лучшие на свете преподаватели и гуру бизнеса.

Наиболее сильную фантазию демонстрирует частный сектор, особенно, онлайн-школы, которые не заморачиваются с репутацией, и у которых кроме сайта и пары арендованных комнат ничего нет. Рекламное "творчество" бизнес-школ при университетах ограничивает их государственный статус.

Совет:  "чудеса" отбрасываем сразу и вспоминаем, что мы сами являемся кузнецами своего будущего. Знания придется добывать, поэтому лучше сразу настраивать себя на серьезную работу. Плодотворные знакомства бывают, конечно, но это как повезет. Расчитывать можно только на себя, тогда и не придется разочаровываться.


Малый размер группы

В бизнес-школе вы можете столкнуться с тем, что размер группы будет небольшим. Конечно, когда вы придете заключать договор, администраторы скорее всего покажут хороший список тех, кто якобы уже точно пойдет на обучение. По факту, ваших будущих одногруппников может быть существенно меньше, т.к. из того списка было несколько человек, которые лишь «собирались»; кто-то твердо сказал, что поступает, а потом пропал, у кого-то жена собралась рожать и т.д. Словом, самый верный список - только тех, кто оплатил первый семестр.

Напомним, что в группе МВА должно быть не меньше 15 человек, ибо основной момент в МВА - самообучение слушателей, а в малой группе полноценного обмена опытом достичь очень трудно. Конечно, у некоторых школ и на это есть свой ответ, мол, в малой группе более индивидуализированное обучение и можно больше внимания уделить каждому. НО обучение бизнесу, это не обучение иностранному языку, тут, чем больше реального опыта работы в бизнесе, тем лучше.

Совет: изучайте список оплативших обучение, его должна предоставить администрация программы.


Неудовлетворительный профессиональный уровень одногруппников

В процедуре приема в обязательном порядке предусмотрено предварительное тестирование поступающих. В одних бизнес-школах это может быть решение кейса или эссе плюс собеседование, в других - только собеседование (с директором программы или менеджером). Цель этих процедур - в определении профессионального уровня поступающего и готовности к обучению на МВА. Ответственные бизнес-школы подходят к этому вопросу тщательно, безответственные - лишь имитируют, т.к. им важнее получить деньги.

Совет: изучайте список будущих коллег по группе и их должностной статус, эту информацию должна предоставить администрация программы.


Неудовлетворительное качество программы

Отследить его заранее очень сложно. Даже учебный план, который вам предоставят при поступлении, ничего не скажет об актуальности и практикоориентированности материала, профессионализме преподавателей, качестве деловых игр, возможном количестве повторов одного и того же материала у разных преподавателей и т.д. Да, аккредитация программы МВА является серьезным основанием, чтобы рассматривать ее как качественную. Но, во-первых, никакая аккредитационная экспертиза не проводит качественный анализ содержания курсов (только формальный). Во-вторых, за срок дейсвия аккредитации (5 лет) содержание программы может в какой-то степени измениться. И в третьих, нам доводилось встречать даже выпускников, недовольных своими аккредитованными программами.

Совет: при возникновении обоснованного (!) недовольства качеством материала, требуйте от администрации решения проблемы.


Неудовлетворительный уровень преподавателей

Преподаватель в бизнес-школе - фигура особая. Он чаще всего сочетает глубокое знание предмета с умением живо и ярко передать эти знания. Чаще всего за стенами бизнес-школы он занимается консалтинговой деятельностью. Однако, в школах, работающих при вузах, на программах МВА можно встретиться с чисто вузовскими преподавателями, которые не модерируют бизнес-обсуждения, а читают лекции, как студентам вуза.

Причины такого явления две: небольшой бюджет школы (почему он такой - отдельный разговор) и требование руководства вуза задействовать в учебном процессе прежде всего своих преподавателей. Это  существенно дешевле, чем приглашать специалистов из бизнеса, но сказывается на качестве, т.к. учить бизнесу могут только те, кто сами им занимается, а не теоретики с диссертациями (хотя те и владеют методикой преподавания).

Конечно, все бы мы хотели, чтобы нас учили непосредственно "капитаны бизнеса", но нужно понимать, что их время ограничено и собственный бизнес существенно дороже тяги к обучению других. Поэтому, если они придут на семинар или дадут мастер-класс, это максимум, чего можно хотеть. Остаются только преподаватели, которые параллельно занимаются бизнес-консультированием. Это позволяет им держать руку на пульсе бизнеса и обогащает их преподавательскую практику. Преподаватели, которые консультированием не занимаются, вынужденно теряют квалификацию, т.к. перед бизнесом они несут ответственность за результат консультирования, а за советы слушателям во время их обучения - нет.

Совет: при поступлении попросите список преподавателей с указанием какие проекты и для каких компаний они были реализованы. А во время обучения, при возникновении обоснованного (!) недовольства уровнем преподавателя, требуйте его замены. Ответственные школы относятся к таким случаем с пониманием и решают вопрос в пользу слушателей.


Неактивная ассоциация выпускников

К сожалению, в большинстве бизнес-школ ассоциация выпускников - чисто номинальная вещь, несмотря на постоянные усилия школы по ее оживлению. Надеяться на то, что члены ассоциации будут давать советы или консультации по вопросам бизнеса - наивно. Если в штате бизнес-школы нет сотрудника, ответственного за модерацию жизни ассоциации, работы чаще всего не получается. Если попадется дружная группа, можно надеяться на полезное общение в этом кругу. В остальном, максимум, чем остается довольствоваться - приглашения на стажировки, мастер-классы, поэтому не стоит строить особые надежды.

Совет: известно, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Будьте активны сами и тогда вам, возможно, удастся активизировать полезное общение внутри ассоциации на пользу себе и другим.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования