MBA не единственный вариант. Магистратура тоже бывает «деловой»
Что мы обычно представляем, услышав слово «магистратура»? Вчерашние бакалавры и специалисты стремятся получить «полное» первое высшее образование, возможно, даже начать карьеру в преподавании и науке. Тогда что делают на экзаменах в магистратуру 27-летние менеджеры среднего звена и владельцы небольших компаний? Стремятся получить бизнес-образование. И нет, они не ошиблись дверью. Просто есть два типа магистерских программ.
«Классические магистерские программы более академичны, — поясняет Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС при Президенте РФ, — в них большее внимание уделяется фундаментальной теории, методологии научных исследований. В преподавании превалирует традиционный для высшего образования лекционно-семинарский подход. Значительная часть обучаемых не имеет управленческого опыта, поступает в магистратуру сразу или почти сразу после окончания бакалавриата.
Настоящие магистерские программы бизнес-образования разрабатываются для тех, кто имеет управленческий опыт. В них большее внимание уделяется активным методам обучения (обсуждение кейсов, деловые игры, дискуссии, мозговые штурмы, компьютерные симуляции, тренинговые методики и т.п.), которые позволяют обобщить и систематизировать управленческий опыт слушателей, трансформировать получаемые теоретические знания в навыки практического использования эффективных управленческих технологий».
Стоит отметить, что каких-либо четких разграничений, кто преподает «классику», а кто «бизнес», нет. Так что при выборе программы абитуриенту придется разбираться самому, ориентируясь в первую очередь на анонсы вузов и рассказы выпускников. Кто же решает, по какому из двух типов преподавать? По мнению вице-ректора, директора бизнес-университета МИРБИС Екатерины Лисицыной, основными «законодателями» в данном вопросе являются сами вузы.
«Программы ведущих бизнес-школ соответствуют не только государственным стандартам, но и аккредитационным требованиям международных организаций (конечно, те программы, которые имеют эти аккредитации), именно вузы выбирают специализации, разрабатывают программы, подбирают преподавателей, — отмечает госпожа Лисицына. — Вот здесь и начинаются различия: можно в большей мере опираться на теоретическую базу, научные исследования и профессоров-«классиков», а можно наряду с сильной теоретической подготовкой максимально тесно работать с бизнес-средой, заниматься прикладными исследованиями, решениями реальных бизнес-проблем под руководством топ-менеджеров российских и зарубежных компаний».
Если с теоретической подготовкой все более-менее понятно — «мы все учились понемногу», то в чем же заключается профит от «делового» подхода? Например, в более точном понимании процессов в смежных направлениях, а значит, и более эффективном взаимодействии с коллегами.
«В ходе обучения мы погружались параллельно в разные дисциплины: маркетинг, бизнес-планирование, финансы, международные экономические отношения и др. через решение реальных ситуаций из практики, выполнение групповых междисциплинарных проектов, — рассказывает Юрий Ким, выпускник магистратуры МИРБИС (специализация «Управление проектами»), руководитель проектов, глава стратегической бизнес-единицы «Проектный офис» ГК «Проектная практика». — Теперь, когда я на практике сталкиваюсь с вопросами маркетинга наших продуктов, формирования команды или развития наших специалистов, у меня есть варианты ответов, гипотезы, которые я могу обсуждать с коллегами и претворять в жизнь. Например, не так давно мы завершили организационный проект в области HR — создание модели компетенций специалистов проектного офиса».
Игра бликов
Помимо сестрицы- «классики», есть у бизнес-магистратуры и другой «визави» — MBA. Однако при всей номинальной разнице понять, чем одно отличается от другого, та еще задачка.
«У магистерских программ бизнес-образования и MBA много общего, — признает Александр Чеканский. — И там, и здесь учатся менеджеры с опытом работы в бизнесе, а преподают по преимуществу профессора, имеющие немалый личный управленческий опыт. И те, и другие программы практико-ориентированые, акцентированные на использование активных методов обучения.
Но есть и различия. На MBA теория — служанка практики. Она дается только в той минимальной мере, которая необходима для получения практических навыков использования управленческих инструментов. В магистратуре теория глубже, ее больше, и она призвана объяснить не только сегодняшнюю управленческую практику, но и генезис используемых управленческих технологий, закономерности и тенденции их развития».
По мнению Екатерины Лисицыной, секрет в том, что магистратура в первую очередь развивает аналитические способности и умение работать на оперативном уровне, а MBA формирует управленческие навыки и учит принимать решения стратегического характера.
Чтож, в этом ракурсе становится понятнее, почему при внешней схожести контингент и мотивация слушателей у программ столь разнятся.
«На MBA приходят люди, имеющие опыт руководящей работы, почувствовавшие необходимость получения или обновления старого багажа знаний по управлению и профессиональных навыков, для обмена опытом, завязывания контактов, — поясняет Людмила Дуканич, завотделением высшего профессионального образования Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ. — Получение документа негосударственного образца об окончании обучения на программах MBA для них не столь важно. В магистратуру же идут те, кто хочет завершить высшее образование получением квалификации обоих уровней (бакалавр, магистр) или получить базовое профессиональное образование в управленческой или сходной с ней сфере деятельности, подтвержденное государственным дипломом магистра. Последнее актуально для практиков, не имеющих экономического и менеджерского высшего образования».
Иными словами, если вам нужен резвый карьерный рост и более-менее быстрая отдача от инвестиций в образование, вам в MBA. Здесь помогут овладеть комплексом управленческих технологий и инструментов, позволяющих сделать карьерный рывок. Если же обучение для вас — в первую очередь основа личностного развития, базис, на котором в течение всей оставшейся жизни можно будет повышать свой профессиональный уровень, лучше поступать в магистратуру.
«Программа была построена так, чтобы слушатель стремился не только прослушать лекции, запомнить и проанализировать их, но также чтобы у него появился интерес к получению дополнительных знаний из других источников, которые рекомендовали преподаватели для дополнительного общего развития, — говорит Алексей Епифанов, выпускник магистратуры ИБДА по направлению «Менеджмент» (специализация «Инновационный менеджмент»). — Также слушатели охотно обменивались опытом со своими коллегами. В целом программа обучения мне очень понравилась: и подобранные дисциплины, и семинары, и материал для них. Я оценил бы ее как «расти над собой».
«И того, и другого. И можно без хлеба»
Впрочем, делать выбор в пользу того или иного типа обучения вовсе не обязательно. Для тех, кто свято чтит заветы Винни-Пуха, бизнес школы разработали специальный продукт, позволяющий объединить магистратуру и MBA. Однако не ждите, что вам дадут два диплома за одну и ту же программу.
Например, в МИРБИС программы объединили таким образом, чтобы они максимально дополняли друг друга.
«Сначала студент изучает магистерскую программу, — рассказывает Екатерина Лисицына, — получает управленческую и экономическую базу, развивает свои аналитические компетенции, делает прикладные исследования, получает профессиональные навыки в рамках программы магистратуры (сейчас это компетенции проектного менеджмента или государственно-частного партнерства). Затем слушатель переходит на MBA и осваивает механизмы управления в выбранной сфере (маркетинг, финансы, IT, стратегическое управление или что-то другое). Таким образом, обе программы полноценно участвуют в подготовке выпускника». В ИБДА, напротив, предлагают начать с изучения MBA.
«Используя сходство MBA и магистерских программ и учитывая их различия, мы создали программу «Магистратура плюс MBA», соединяющую преимущества того и другого, — комментирует Александр Чеканский. — В течение двадцати месяцев слушатели осваивают программу MBA, а после этого желающие могут взять дополнительный семестр с углубленным теоретическим блоком, работой на специальном исследовательском семинаре по менеджменту, защитой магистерской диссертации. И по итогам в дополнение к диплому об окончании MBA получить диплом и ученую степень магистра менеджмента».
Чтож, действовать быстро или поспешать не торопясь — каждый решает для себя сам. Представители бизнес школ не раз замечали, что к каждому из типов программ склонны люди определенного характера и мировоззрения. Скажи мне, какую программу ты выбрал, и я скажу тебе, кто ты.
Людмила Дуканич, руководитель отделения программ высшего образования Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ:
«Если отталкиваться от характеристик профессиональной деятельности магистров, закрепленных в федеральных госстандартах, и других требований, то магистратура по тем или иным управленческим специальностям является бизнес-образованием. Например, магистр по направлению «Менеджмент» готовится к таким видам профессиональной деятельности, как организационно-управленческая и аналитическая. Оба непосредственно ориентированы на разработку стратегий развития организации и ее подразделений, а также управление ими с использованием современных методов.
В ВШКУ реализуется магистерская программа «Корпоративное управление и стратегическое развитие бизнеса» по направлению «Менеджмент», особенность которой — ориентация на проблематику управления корпоративными структурами. Наш потенциальный контингент — вчерашние бакалавры и все, кто хочет получить степень магистра по менеджменту. Также возможно получение второго диплома или сертификатов по стажировкам в зарубежных вузах, таких как Европейский университет (кампусы в Швейцарии, Мюнхене, Париже и Барселоне), бизнес-школа ECSEM во Франции и др.».
Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ:
«Наша магистерская программа по менеджменту имеет две специализации: «Общий и стратегический менеджмент» и «Управление в государственной сфере и бизнесе». Особенностью специализаций является широта охвата. Если уж получать серьезное управленческое образование, то лучше не ограничиваться какой-то отраслевой или функциональной областью управления. Лучше выбрать специализацию, позволяющую получить знания, необходимые для управления любой функциональной областью бизнеса в компаниях любого отраслевого профиля, управления любыми коллективами людей, структурными подразделениями компаний, компаниями в целом и их объединениями. Это значительно расширяет карьерные возможности выпускников. Именно такую специализацию предоставляет программа «Общий и стратегический менеджмент». А программа «Управление в государственной сфере и бизнесе» нацелена на подготовку многофункциональных менеджеров, способных эффективно работать на любых управленческих должностях и в государственном секторе, и в коммерческих компаниях».
Татьяна Дедова, декан факультета подготовки магистров и специалистов на базе высшего профессионального образования бизнес-университета МИРБИС:
«Кроме выбора направления и программы, мы предлагаем выпускникам определить для себя траекторию подготовки: бизнес-аналитика, преподавание бизнес-дисциплин или практика бизнеса.
Подготовка аналитиков направлена на обучение основным глобальным тенденциям развития социально-экономических процессов и умение учитывать их влияние на бизнес-практику, развитие навыков сравнительного анализа, соединение разнодисциплинарных аналитических инструментов для решения конкретных задач, а также подготовки документов для принятия сложных управленческих решений. На данном направлении студентов готовят к работе в качестве бизнес-консультантов.
Подготовка преподавателей формирует навыки разработки учебных материалов, в том числе это написание «живых» кейсов, проведение занятий, организация и проведение «круглых столов», совещаний, бизнес-тренингов, мастер-классов. Эта траектория подходит и тем, кто занимается обучением сотрудников в компании или хочет построить систему управления знаниями и передачи опыта в реальном бизнесе.
«Практика бизнеса» формирует у студента специфические прикладные навыки, дает инструменты, необходимые в профессиональной деятельности».
Наталья Клименко
журнал «Компания»